Психолог объяснила, почему у Эды и Серкана из «Постучись в мою дверь» токсичные отношения и на какие опасные крючки сценаристы цепляют зрителя
История простой девушки и амбициозного «принца» стара как мир. Какие-то проекты с подобным сюжетом с треском проваливаются после запуска, другие же – производят настоящий фурор. Так случилось и с сериалом «Постучись в мою дверь», он настолько полюбился зрителям, что стал лидером различных рейтингов в Турции, права на его показ перекупила всемирно известная компания Fox, а Ханде Эрчел, сыгравшая главную героиню Эду Йылдыз, и Керем Бурсин, исполнивший роль Серкана Болата, признавались самыми красивыми актерами Турции и завоевывали различные премии.
Отношения главных героев — и это типично для сериалов - похожи на американские горки, но стоит ли мечтать о таких приключениях? Что стоит за сериальной романтикой? Давайте разбираться.
Секрет этого проекта заключается в воздействии на общечеловеческие триггеры и психологические крючки. У большинства людей за плечами есть определенный опыт: первая любовь, первые отношения, которые зачастую заканчиваются не очень хорошо, и если человек психологически неустойчив, если он не отпустил или не принял эти эпизоды своей жизни, то в нем может долгое время жить желание все переиграть. И сериал затрагивает именно эти чувства, заставляет всколыхнуться воспоминания, формируя определенную эмоциональную привязанность.
Также свою роль играет склонность людей к излишней романтизации историй. В глазах многих женщин сценарий «недоступная девушка и всеми силами добивающийся ее парень» стал пределом мечтаний. А это не совсем экологичная и адекватная история, более того, зачастую различные проекты (в том числе и «ПМД») преподносят ее в гиперболизированном виде: девушка закатывает истерики и клянется, что ненавидит, а терпеливый мужчина, верный своим чувствам, продолжает добиваться ее внимания.
Эти утрированные истории формируют извращенное восприятие здоровых и счастливых отношений, медленно, но верно интегрируясь в реальную жизнь.
Почему такие отношения, как у Серкана и Эды, невозможны
Кричать на партнера – ненормально, постоянные ссоры и истерики – неестественны, если вы будете прогонять человека и говорить, что ненавидите его – он уйдет. Именно поэтому, несмотря на то, чем закончилась история Серкана и Эды, само развитие таких отношений в реальной жизни невозможно.
Оба героя являются абсолютно незрелыми личностями. На постоянной основе один из персонажей занимает позицию ребенка, второй – позицию родителя, и периодически они меняются местами.
У них нет равных партнерских отношений. Более того, каждый отрабатывает на другом свои психологические травмы.
Эда – недолюбленный, оставленный и несколько эгоистичный ребенок, требующий любви, заботы и внимания.
Серкан – покинутый ребенок, занятый своим внутренним миром, но имеющий при этом чувство собственничества и отличающийся нарциссизмом.
Чтобы привлечь внимание, то Эда, то Серкан начинают либо устраивать скандалы, ревновать, либо демонстрировать гордыню и манипулировать друг другом. Здесь на лицо признак отверженного, его обладатели требуют постоянного внимания к своей персоне и ведут себя как капризные дети.
Поначалу ревность, может быть, и выглядит мило, однако, когда это чувство проявляется на постоянной основе, то начинает сильно утомлять и выматывать, оно наносит огромный удар по самооценке ревнующего: он (она) становится менее уверенной в себе и чувствах партнера. На таком фундаменте строить честные, доверительные и крепкие отношения достаточно трудно.
Конечно, стоит сделать скидку на то, что в сериале всегда все несколько утрировано, но сам факт того, что герои позволяют себе принижать друг друга, в том числе и в присутствии посторонних, говорит уже о неврастении и абсолютно нездоровом отношении друг к другу.
Данный проект несет в себе немалую опасность для личности, он устраивает зрителям эмоциональный развлекательный аттракцион, транслирующий отношения, построенные на постоянном привлечении внимания, манипуляциях, попытках заработать любовь. Но в настоящем мире любят просто так, это чувство невозможно заработать или заслужить, оно либо есть, либо его нет. Этот факт необходимо осознать и принять, не вдаваясь в поиски виноватых.
И если сериал «Постучись в мою дверь» будет смотреть человек, не прорабатывающий свои травмы, то он может посчитать показанные события нормой и спроецировать их на реальные отношения, пытаясь воссоздать выдуманный сюжет. Из-за этого возникнет риск разбиться о действительность как эмоционально, так и психологически.
Отсюда следует и такая перенасыщенность сюжета событиями: чем больше ситуаций и конфликтов происходит на экране, тем выше вероятность совпадения с опытом случайного зрителя и возникновения симпатии к проекту.