Самые красивые советские мозаики Москвы

В советские годы в нашей стране случился настоящий Ренессанс мозаичного искусства. В 1930-е мозаиками начали украшать новые городские пространства — станции метро, а с 1960-х красочные панно стали массово появляться на фасадах и в интерьерах общественных зданий, учебных заведений, НИИ и даже на торцах хрущевок. Одна из причин популярности мозаик — лаконичность архитектуры эпохи модернизма, которой требовался смысловой и эстетический акцент. Сегодня эти произведения — важная часть городской среды. О шести самых эффектных мозаиках Москвы рассказывает Регина Поливан — историк архитектуры, гид и лектор компании «Глазами инженера».
Панно на Дворце пионеров

Одна из первых модернистских мозаик в Москве, которая во многом дала зеленый свет этому виду монументального искусства. Красочное панно оформляет входную группу в главный павильон и эффектно контрастирует с простыми объемами и стеклянными фасадами.
На многофигурной композиции изображены пионеры у костра, профиль Ленина, трое молодых людей, олицетворяющих представителей разных профессий. Ощущение новаторства и современности создается за счет техники: кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла) и керамики имеют разную форму, довольно свободно расположены на плоскости, а их контуры и отдельные изображения выделены белым цементом.
Адрес: ул. Косыгина, 17, к. 1
Панно «Моя Родина» на Щелковском автовокзале
Панно составлено как комбинация автономных изображений, помещенных в сетку рамок. Каждое раскрывает какую-то сторону национального кода: две женщины с детьми на фоне колосьев, кувшин и хлеб, лев с древнерусского орнамента, космонавт. Художник Юрий Королев работает даже с религиозными мотивами: среди изображений можно увидеть храм, а космонавт в невесомости напоминает парящего ангела.
Мозаика «Моя Родина» находилась внутри Щелковского автовокзала. Во время сноса здания в 2017 году ее демонтировали, отреставрировали и затем разместили уже снаружи, защитив стеклянным коробом.
Адрес: Щелковское шоссе, 75
Панно «Эстафета» на Институте физкультуры
Образы спортсменов — одни из самых популярных в мировом искусстве, начиная с эпохи античности. Трое легкоатлетов на фасаде Института физкультуры (сегодня — Российский университет спорта) явно отсылают к этой традиции. Художница Клавдия Тутеволь, ученица Александра Дейнеки, изобразила их в динамике: девушка несет олимпийский факел, юноши передают эстафетную палочку. Позы спортсменов символизируют одновременно движение вперед и преемственность, напряжение и легкость.
Адрес: Сиреневый бульвар, 4
Панно на Доме оптики
Функционал Дома оптики позволил художнику Евгению Казарянцу оформить вывеску над входом в духе полузапретного сюрреализма. Получилось панно в нежных сине-зеленых тонах под названием «Макромир — микромир. Макрокосм — микрокосм». Мелкие кусочки смальты создают впечатление зыбкой дымчатой текстуры.
В центре композиции — линзы и призмы, а над ними — планета Земля, тоже напоминающая огромную линзу. Фантазийные биоморфные образы слева и справа можно трактовать как формы жизни, рассмотренные с помощью микроскопа или телескопа. Так мозаичное панно становится высказыванием на тему единства всего сущего.
Адрес: Проспект Мира, 176
Лента Мебиуса на ЦЭМИ РАН

Идея добавить стерильному фасаду цветовой акцент принадлежала самому автору проекта, архитектору Леониду Павлову. Ее воплотили художники-супруги Жаренова и Васильцов. На фасаде появился бетонный рельеф, покрытый мозаикой и выступающий на шесть метров над плоскостью стены.
Лента Мебиуса стала идеальным воплощением понятия бесконечности и вечно ускользающей материи. Визуально она получилась похожа на некий органический объект, из-за чего институт стали называть Домом с ухом.
Адрес: Нахимовский просп., 47
Мозаика на библиотеке 2-го Меда


Это одна из самых впечатляющих мозаик в Москве. Она выполнена в нехарактерной для советского искусства эстетике магического реализма, вдохновленной латиноамериканскими художниками. Тема врачевания здесь звучит скорее печально и тревожно, а человеческое тело показано уязвимым и страдающим.
Супружеская пара, Полищук и Щербинина, создали панно площадью более 2 тысяч квадратных метров, однако четыре основные композиции «Спасение», «Рождение», «Надежда» и «Исцеление» расположили на углах. Только оттуда можно рассмотреть каждую сцену. Необычность ракурсов усиливают искаженные пропорции, резкая графичность и контрастные цвета. При этом мозаика выложена максимально гладко, что визуально сближает ее с живописью.
Адрес: ул. Островитянова, 1, стр. 5