Сериал «Сплетница» не только о моде: а вы задумывались над тем, насколько токсичны отношения героев?
«Сплетницу» стоит посмотреть не только тем, кто любит моду. Любители психологии также найдут в сериале много интересного. Вместе с экспертом Снежанной Тон разбираемся, какая модель легла в основу отношений героев.
Одной из ярких пар подросткового сиквела были Чак и Блэр, чьи отношения всегда балансировали на грани любви и ненависти. Мы сопереживали героям, надеялись и верили, что Чак и Блэр пройдут все сложности, вырастут из созависимых отношений и будут вместе.
Родом из детства
Чак и Блэр — дети состоятельных родителей, но росли они в совершенно разных условиях. Чака воспитывал отец, владелец крупного бизнеса, который все свободное время тратил на развитие своей корпорации. Мать Чака умерла, когда мальчику было 3 года. Эти факторы заметно отразились на психике героя. На протяжении всего сериала Чак не подпускает близко к себе людей и на подсознательном уровне отталкивает даже тех, к кому испытывает нежные чувства. Например, Блэр безуспешно ждала от него ответного признания в любви, ведь Чак не мог ей открыться, потому что с детства не знал эмоциональной близости с родителями.
Блэр с детства не знала нужды и все ее желания исполнялись, что еще нужно для счастья? Но маленькая девочка всегда стремилась к отцу и хотела заслужить его любовь. Отец Блэр ушел из семьи, дочь с ним практически не виделась.
Треугольник Карпмана
Безусловно, отношения Чака и Блэр нельзя назвать здоровыми. Созависимость, абьюз, желание контролировать, чередование любви и ощущение покинутости партнером проходят красной нитью по всему сюжету сериала.
Вспомним несколько эпизодов: Блэр изменяла Чаку с его дядей Джеком. Чак платил ей той же монетой и считал, что отель дороже отношений.
Сценаристы вынуждают героев отказываются от своих чувств, использовать других людей для одной цели — досадить друг другу. Оба героя мастерски владеют манипуляционными ходами. При попытке одного построить отношения, второй сразу активизируется, лишь бы не допустить этого.
Возможно, это пример больной, зависимой любви? Не совсем так. Скорее такой пример вписывается одну из концепций треугольника: «Жертва-Спасатель-Агрессор»: в зависимости от ситуации наши герои меняются ролями. Как мы знаем, эта смена ролей бесконечна. Чаще всего в роли Агрессора выступает Чак: изменяет Блэр, бросает, но не перестает ее контролировать. А Блэр в этом сценарии примеряет роль Спасателя: выручает из патовых ситуаций.
Такие отношения всегда негативно влияют на обоих партнеров. Изначально нарушены личные границы и героя, и героини . При этом абьюз всегда строится на манипуляции — унижение достоинств друг друга, недооценивание, полная деструкция. Поэтому неспроста влюбленные на интуитивном уровне принимали решение расстаться и навести порядок в своей жизни.
Манипуляторы
На протяжении всего сериала наши герои постоянно то расходятся, то сходятся, не решаясь отпустить друг друга окончательно. Это напоминает маятник отношений, который раскачивается в разные стороны.
По сути нам показали интересную трансформацию личностей, которые смогли перейти на новый уровень отношений, оставив абьюз в прошлом.
Изначально мы понимали, что герои созданы друг для друга — оба страстные, эмоциональные, яркие, властные. Мы видим, как любовь и страсть не дают героям шанс находиться вместе, но стоит им расстаться, как невыносимая тяга друг к другу берет вверх над эмоциями. Романтизация абьюзивных отношений — вместе невозможно, но и порознь невыносимо — хорошая только на экране.
Главный совет — не стоит играть с настоящими чувствами. Берегите и цените человека, который искренне вас любит!