«Слишком красивая для бизнесвумен»: «Мисс Нью-Йорка» не воспринимают всерьез!
«Скажите, вы надели эту юбку-карандаш специально для встречи со мной?» — спросил меня мужчина-инвестор, рассматривая меня с ног до головы. Мне стало противно. Я полгода ждала этой встречи об инвестициях в мой проект! Я промолчала, бледнея лицом. Я была готова к любому исходу встречи, но не к моральной дилемме во время рабочего совещания. Так и не получив нужные мне 250 тысяч долларов на развитие бизнеса, я задумалась, что и когда сделала не так.
Когда я решила оставить работу в офисе с 9 до 18 и запустить медиаплатформу для нового поколения женщин-предпринимателей, я понимала, что все будет сложно. Но и представить не могла, что моя внешность станет точкой фокусировки для такого количества перспективных бизнес-партнеров.
Не могу понять, почему женщины, которые одеваются со вкусом, считаются лишенными предпринимательской жилки. Бизнесмены в костюмах за десятки тысяч долларов и сшитых на заказ туфлях выглядят такими сильными и умными, особенно когда фотографируются для деловых журналов в позах победителей с историями о том, как они всего добились. Бизнесвумен, напротив, рассказывают журналистам о секретах красоты, моде, шопинге и поиске баланса между работой и родительством. Получается, что женщины могут делать что угодно, но сливки все равно достаются мужчинам. И хочется сказать им, таким умным и независимым: то, что женщина надела туфли на шпильках, не означает, что она не может закрыть многомиллионную сделку.
Женщин нередко классифицируют на «соседок», «исключения, подтверждающие правило», «сексуальных моделей». Женщины в бизнесе сталкиваются с постоянным осуждением. И хотя их число среди предпринимателей растет с каждым днем, мужчины продолжают доминировать и устанавливать свои правила, в том числе как венчурные (и не только) инвесторы.
Эта ситуация и приводит к множеству сексуально окрашенных и эмоционально неприятных событий, из-за которых женщины не могут преуспеть, хотя им, казалось бы, ничто не мешает. Со временем все улучшается, но порой инвесторы даже не соглашаются встретиться, если капитал нужен женщине.
Инцидент со злосчастной юбкой-карандашом был не единственным, когда я чувствовала себя некомфортно рядом с партнером мужского пола. Как королева красоты в прошлом, а также ученый (я кандидат наук в области биомедицинской инженерии и бакалавр биохимии), любительница шопинга и энтузиаст гонок на мотоциклах, я не раз и не два выслушивала отповеди о том, что вместо бизнеса должна работать лицом или быть бьюти-блогером. Меня поднимали на смех, называя еще одной королевой красоты с PowerPoint и несбыточной мечтой. Даже маркетинговые агентства говорили мне, что вместо траты времени на брендинг я должна сосредоточиться на личном бренде — потому что люди любят смотреть на красивых девочек. Один бесстыжий инвестор предложил мне продолжить переговоры в его гостиничном номере! Излишне говорить, что в тот же момент они и прекратились.
Главная ирония в том, что моя компания как раз и создана для того, чтобы сделать пол специалиста в области медиа несущественным для работы. Я хочу помогать женщинам с карьерой, вывести их из контекста пассивной сексуальности и профнепригодности по причине пола.
Интересно, что первую инвестицию я получила как раз от мужчины. Он поверил в меня и мое видение проблемы, благодаря ему я смогла начать работу. Да, мне нужно было напрягаться вдвое сильнее, чтобы доказать свою состоятельность, и до его уважения — и денег — прошло целых полгода. За ним пришли и другие инвесторы обоих полов. И постепенно вокруг меня образовалось целое сообщество единомышленников.
За последние 8 месяцев я поговорила с более чем тремя сотнями женщин, которые представляли свои инновации и рассказывали истории. Все они активные, нацеленные на результат, желающие исправить гендерный перекос: от бывшей модели в Maxim, которая прошла в Конгресс, до фигуристки из ОАЭ, разрушающей барьеры в своей стране.
Женщины, пытающиеся открыть свое дело, обычно сталкиваются с проблемами начального капитала и перехода на следующий карьерный уровень. При этом неважно, что их бизнес-планы расписаны до последнего цента, а головы полны прекрасных идей, готовых к реализации. Вот сухая статистика Fortune: в 2016 году в США венчурный капитал получили 5839 компаний, созданных мужчинами, и всего 359 — женщинами.
При этом мир стал бы намного лучше в экономическом, продуктивном и прочих планах, если бы среди инноваторов и лидеров стало больше женщин. Могу посоветовать тем, кто переживает за развитие бизнеса в мужском мире, ни в коем случае не принимать модель поведения жертвы. Заряжайтесь своей энергией, идите вперед и ничего не бойтесь! Если потенциальные партнеры и инвесторы вас не понимают, все равно не отступайте и не позволяйте им обращаться с вами, как с девочками с картинки. Нас больше, чем кажется!»
Текст: Вита Зорина
Фото: Getty images Russia