Ссоримся правильно: как решать конфликты, чтобы они не повторялись
Говорят, что в споре рождается истина. Но это далеко не всегда верно. Важно, чтобы ссоры, споры, конфликты и столкновения не переходили через определенную черту, где они превращаются в ругань. Впрочем, обойтись совсем без противоборств не получится, особенно в том случае, если вы надеетесь построить с окружающими здоровые отношения и обозначить личные границы. Мы спросили у психолога Евгения Идзиковского, как же соблюсти эту тонкую грань, не дав конфликту затянуться, но при этом, чтобы повторять ссору в очередной раз не пришлось.
Конфликты – это естественная часть жизни, однако многие считают, что их не должно быть, и зачастую предпочитают молчать, а не «выяснять отношения». Это ведет к непониманию, противоречиям и раздражению. Недовольство растет как снежный ком и приводит к ухудшению взаимодействия или даже разрыву.
Есть двенадцать практических шагов, позволяющих эффективно разрешать конфликты и строить крепкие отношения.
Шаг 1: выберите подходящее время и место
Выяснять отношения, где придется, не лучшая стратегия. Лишние взгляды и мнения могут усугубить ситуацию. Если конфликт не в острой стадии, постарайтесь найти для его разрешения лучшие условия. Например, если вы хотите обсудить финансовые вопросы с партнером, стоит сделать это в спокойной обстановке дома за ужином, а не в общественном месте или перед сном, когда оба устали и раздражены.
Шаг 2: сохраняйте спокойствие
Только в эмоциональной стабильности можно найти конструктивное решение. Если вы спокойны, то сможете донести свою мысль, суть недовольства и прийти к соглашению. Представьте, что ваш коллега не сделал свою часть работы, как ожидалось. Вместо того, чтобы обвинить его во всех бедах, кричать и ругаться, лучше уточнить причину: возможно, возникли трудности в работе, и он нуждается в помощи.
Шаг 3: включайте активное слушание
Это значит не делать вид, что слушаете, а действительно услышать и понять суть претензии и причины ее возникновения. Например, если друг выражает беспокойство по поводу вашего поведения на последней вечеринке, уделите ему время, чтобы он мог рассказать, что именно его встревожило и почему.
Шаг 4: концентрируйте внимание на проблеме, а не на личности
Вместо того, чтобы говорить «Ты всегда забываешь о моих днях рождения», попробуйте сказать «Я чувствую себя обиженным, когда мои дни рождения проходят незамеченными».
Шаг 5: ищите компромисс
Если вы и ваш партнер не можете решить, куда отправиться в отпуск, попробуйте найти компромиссный вариант, например, выбрать место, которое обоим интересно и доступно по бюджету. Или если друзья хотят посмотреть фильм, который вам не по душе, предложите альтернативу: посещение ресторана или театра.
Шаг 6: простите друг друга
Не стоит копить прошлые обиды, особенно, если они были разрешены и проговорены. После улаживания конфликта с соседями, возникшего из-за шума, пойдите навстречу и улыбнитесь. А с партнером при следующей ссоре не вспоминайте все былые прегрешения.
Шаг 7: стройте эффективную коммуникацию
Во время разговора убедитесь, что вы слушаете собеседника, не перебивая, и спрашиваете о его мыслях и чувствах, а не только говорите о своих.
Шаг 8: управляйте эмоциями
Не поддавайтесь негативным мыслям, если люди делают что-то не так, например, когда партнер опаздывает на встречу. У каждого могут возникнуть внезапные уважительные обстоятельства. Помните об этом и оставайтесь спокойными.
Шаг 9: давайте обратную связь и рефлексию
После семейного спора о распределении обязанностей дома, сядьте вместе и обсудите, какие изменения могли бы сделать обоюдное соглашение более эффективным.
Шаг 10: уважайте границы
Если ваш друг не желает обсуждать свои личные проблемы, не настаивайте на этом, а уважайте его решение. Когда человек будет готов, он сам поделится переживаниями.
Шаг 11: учитесь на ошибках
После конфликта обсудите, как можно было бы избежать подобной ситуации в будущем, и придумайте план действий. Применяйте полученный опыт во всех сферах жизни.
Шаг 12: не бойтесь делать первый шаг
Если вас что-то гнетет, не устраивает в отношениях, то не молчите, боясь обидеть. Внутреннее недовольство будет расти и, в конце концов, где-то прорвется некрасивой сценой, после которой может быть стыдно. Сделайте первый шаг, предложите поговорить, организуйте обсуждение тревожащего вопроса, чтобы разрешить ситуацию и убрать напряжение.
Применение перечисленных шагов поможет вам эффективно решать конфликты и строить более крепкие отношения, основанные на взаимопонимании и уважении.