Стоит ли инвестировать в люксовые сумки и украшения
Существует множество исследований, которые показывают рост цен на статусные предметы. К примеру, в США были собраны десятилетние данные, согласно которым вложения в предметы класса люкс принесли прибыль в диапазоне от 8% до 280%. Это индекс роскошных инвестиций Knight Frank (KFLII).
Согласно индексу, «корзина» из десяти видов активов, в которую входят искусство, классические автомобили, редкие монеты, цветные бриллианты, элитное вино, антикварная мебель, дизайнерские сумки, ювелирные изделия, часы и виски, является наиболее эффективной для вложений в люкс.
Тем не менее в 2024 году KFLII зафиксировал общий отрицательный тренд. Снижение на 1% по сравнению с 2023-м. Это случилось второй раз за его историю.
Действительно ли выгодно вкладываться в предметы роскоши
Инвестиции в коллекционные предметы класса люкс, как правило, обладают высоким потенциалом для получения прибыли в долгосрочной перспективе, что подтверждается данными Knight Frank. Однако стоит помнить, что эти цифры основаны на уже имеющейся статистике, и будущее по каждому классу активов может радикально измениться — как в лучшую, так и в худшую сторону.
Интересно, что долгосрочный рост вложений в ювелирные изделия в 37% выглядит довольно скромно по сравнению с показателями остальных популярных активов — виски, вина и часов — за последние десять лет. В этом секторе ключевыми факторами роста становятся очень редкие предметы, такие как кольцо Bleu Royal с уникальным ярко-голубым бриллиантом весом 17,61 карата, которое было продано за более чем 43 миллиона долларов.
Есть данные о продажах в люксовом сегменте и в России. Согласно информации от платформы СДЭК.Shopping, с марта 2023 года объем заказов увеличивается на 123% ежемесячно. Наиболее популярными категориями товаров стали одежда (39% от общего числа заказов), обувь (23%), сумки (16%), а очки и аксессуары принесли в совокупности 22%. Средний чек на июнь 2023 года был 49 035 рублей.
С начала августа 2024 года СДЭК.Shopping также начал доставку ювелирных изделий и люксовых часов — Tiffany & Co, Cartier, Pandora, Tous, Bulgari и Chopard. Средний чек на покупки украшений составляет 30 343 рубля, что свидетельствует о растущем спросе на предметы из люксового сегмента.
В исследовании Knight Frank Attitudes Survey были выявлены пять основных причин, по которым люди охотно инвестируют в предметы класса люкс, также известные как «активы страсти»:
- удовольствие от обладания;
- инвестиционная привлекательность;
- повышение статуса в обществе;
- желание принадлежать к особой группе;
- интеллектуальный интерес.
В какие сумки стоит инвестировать
В каждой из категорий люкса существуют бренды, которые рекомендуются к покупке. Что касается сумок, наилучшие инвестиции делают в брендовые изделия от Chanel, Louis Vuitton, Fendi, Christian Dior и, разумеется, знаменитые сумки Hermes. Например, модель Hermes Birkin, выпущенная в 1984 году, подорожала на 500%.
Модель Speedy от Louis Vuitton уже продолжительное время входит в список выгодных вложений — ее история начинается с 1930 года. Lady Dior, созданная в 1994-м по заказу первой леди Франции, и сумка 2.55 от Chanel, одна из первых, которую можно было носить «без рук», неизменно сохраняют свою популярность.
В целом лучшими вариантами для инвестиционных покупок считаются лимитированные, культовые и винтажные изделия. Чтобы достичь большего успеха в их продаже, важно хранить сумку как драгоценный актив, а не использовать ее постоянно. Желательно, чтобы сумка находилась в состоянии новой, была упакована в специальный пыльник и оставалась с оригинальными ярлыками. Однако стоит отметить, что на ресейл-платформах наблюдается рост интереса к сумкам с естественными следами использования.
На протяжении последних десяти лет стоимость люксовых сумок выросла на 67%, однако за последний год наблюдается снижение на 4%. Ранее сумки, кроме моделей от бренда Hermès, вряд ли считались инвестиционными активами. Это мнение частично сохраняется и сегодня. Все же многие предметы из мира роскоши, в том числе сумки, теряют около 30% своей первоначальной стоимости сразу после покупки.
Тем не менее люксовые бренды ежегодно, а иногда даже с каждым сезоном, повышают цены на свои изделия. Согласно исследованию Credit Suisse за 2022 год, цены на сумки Chanel выросли на 24,5% по сравнению с 2021 годом.
В какие ювелирные изделия стоит инвестировать
Что касается инвестиций в ювелирные изделия, то здесь также требуется серьезное знание рынка. Важно развить насмотренность и быть в курсе актуальных трендов, знаменитых дизайнеров и различных исторических периодов, поскольку у каждого ювелирного дома имеется своя «золотая эра». Например, у Cartier такой период пришелся на 1920–1930-е годы, когда были созданы культовые украшения в стиле ар-деко, включая известную коллекцию Tutti Frutti. У Bulgari это 1960-е — время дольче виты.
Инвестиционный потенциал, как правило, значительно выше у винтажных изделий в хорошем состоянии, которые имеют сертификат ювелира, это может добавить 20–30% к стоимости. Если украшение принадлежало известной личности, его цена может вырасти в несколько раз.
Учитывайте риски
Если рассматриваете люксовую покупку как инвестицию, важно выбрать то, что вам действительно нравится. Даже если стоимость вещи не вырастет, она может приносить радость. Некоторые люди успешно перепродают люксовые сумки, извлекая существенную выгоду, в то время как другие, приобретя один экземпляр, сталкиваются с трудностями при попытке его продать.
Инвестиции в предметы роскоши должны быть осознанным выбором, а не данью моде. Если кто-то умеет на этом зарабатывать, у него действительно больше возможностей получить выгоду. То же касается инвестиций на фондовом рынке и в недвижимость: любые вложения несут риски.
Приобретая предметы роскоши с инвестиционными намерениями, нужно учесть, что зачастую это долгосрочные вложения. Скорее всего, вложение принесет доход, если интерес общества к выбранному бренду останется стабильным.