Святая или мошенница: кем на самом деле была мать Тереза
Призвание
Мать Тереза, чье настоящее имя Агнес Гондже Бояджиу, родилась 27 августа 1910 года в Скопье в Македонии. Тогда город входил в состав Османской империи. Агнес — младшая из трех детей, родившихся у Николы и Дранфиле Бояджиу, которые были католиками. Семья Агнес считалась обеспеченной: Никола хорошо зарабатывал на своем деле. Мать девочки была очень верующей и много времени уделяла делам милосердия. Будучи набожной женщиной, Дранфиле иногда приглашала обездоленных на обед к себе домой.
Когда Агнес исполнилось 9 лет, ее отца убили. Спокойная и счастливая жизнь семьи закончилась — Дранфиле осталась одна с тремя детьми, которых ей пришлось самостоятельно ставить на ноги.
Свои первые религиозные интересы Агнес начала проявлять, став членом школьного сообщества, занимавшегося иностранными миссиями. Оно организовывало группы, которые ездили за границу для распространения своих религиозных убеждений.
В 18 лет мать Тереза ушла из дома и уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». Она прошла обучение в Дублине, а затем в Дарджилинге и приняла монашеские обеты, взяв себе имя Мария Тереза — в честь Святой Терезы де Лизье. После этого орден направил ее в Калькутту, где она стала преподавать для девочек в школе при монастыре, а потом возглавила ее.
Несмотря на то что школа находилась недалеко от трущоб, ее ученицы были в основном из состоятельных семей. Мать Тереза жила весьма комфортно, хотя всегда остро осознавала окружающую ее бедность. В 1946 году она испытала то, что она назвала вторым призванием, или «призыв внутри призыва». Женщина решила оставить монастырскую жизнь, чтобы работать непосредственно с бедными людьми. В 1948-м Ватикан дал ей разрешение покинуть орден сестер Лоретто и начать новую работу под руководством архиепископа Калькутты.
Сестры — миссионерки любви
Чтобы подготовиться к работе с бедными, мать Тереза прошла интенсивную медицинскую подготовку у американских медсестер-миссионерок в индийском городе Патна. Приступив к обязанностям, сперва она собрала необразованных детей из трущоб в Калькутте и начала их учить. Мать Тереза основала школу под открытым небом и приют для умирающих. Она довольно быстро заручилась как финансовой поддержкой, так и помощью волонтеров.
В 1950 году ее конгрегация, которая стала называться «Сестры — миссионерки любви», получила официальный статус религиозной общины в архиепархии Калькутты. Члены церкви приняли традиционные обеты бедности, целомудрия и послушания, но они добавили четвертый — обет безвозмездно служить самым бедным.
В 1957 году они начали работать с прокаженными и постепенно расширили свою образовательную деятельность. В какой-то момент под их управлением оказались девять начальных школ в Калькутте. «Сестры» также открыли приют для сирот и брошенных детей. Вскоре организация распространилась по всей Индии. Мать Тереза также стала ездить по миру, где открывала новые отделения.
В 1979 году Мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Проблемы со здоровьем
В 1980-х и 1990-х проблемы со здоровьем матери Терезы стали вызывать беспокойство. Во время визита к Папе Римскому Иоанну Павлу II в 1984 году в Рим у нее случился сердечный приступ. В 1989-м повторный сердечный приступ едва не привел к смерти, и она начала носить кардиостимулятор.
В марте 1997 года мать Тереза сложила с себя основные полномочия, передав их 64-летней сестре Нирмале. Несмотря на это, она продолжала служить в организации и участвовала в ее миссии.
5 сентября 1997 года Мать Тереза скончалась от сердечного приступа. В 2003 году католическая церковь причислила ее к лику блаженных, а в 2016 году — к лику святых.
Темная сторона
Реакция общественности на причисление Матери Терезы к лику святых была неоднозначной. Если при жизни у нее была репутация бескорыстной гуманистки, то после смерти появились и другие мнения. Многие считают, что мать Тереза преследовала цель обратить в католицизм как можно больше людей — даже за счет бедных и больных.
В рецензии на британский документальный фильм «Ангел ада», в котором раскрывались некоторые недостатки матери Терезы, в The New York Times пришли к выводу, что святая была «менее заинтересована в помощи бедным, чем в том, чтобы использовать их как неиссякаемый источник нищеты, подпитывающий распространение ее фундаменталистских римско-католических убеждений».
Тем не менее некоторые считают, что даже если у матери Терезы были скрытые мотивы, по крайней мере, людям, о которых она заботилась, становилось лучше. Однако другие, кому приходилось бывать в ее медицинских центрах, были в корне с этим не согласны.
Хотя медицинские центры матери Терезы были предназначены для лечения людей, ее пациенты часто оказывались в условиях, которые не способствовали их выздоровлению. В том же документальном фильме индийский журналист сравнил главный центр организации матери Терезы с концентрационным лагерем Берген-Бельзен в нацистской Германии.
«Рабочие промывали иглы под водой из-под крана, а затем использовали их повторно. Лекарства и другие жизненно важные предметы хранились месяцами, их срок годности истекал, но их продолжали использовать. Волонтеры с низким уровнем подготовки или вообще без нее выполняли опасную работу, взаимодействуя с пациентами с очень заразными случаями туберкулеза и другими угрожающими жизни заболеваниями. Люди, которые управляли благотворительной организацией, отказывались принимать и использовать медицинское оборудование, которое могли бы безопасно автоматизировать процессы и спасти жизни», — сказал Хемли Гонсалес, известный гуманист, который некоторое время работал волонтером в «Сестрах».
В 1994 году британский медицинский журнал The Lancet написал, что в центрах матери Терезы не хватает лекарств и что пациенты не получают лечение, необходимое им для облегчения боли.
Некоторые врачи стали называть ее центры «домами для умирающих», так как в ее калькуттском доме для больных смертность составляла более 40%. В ответ на критику мать Тереза якобы сказала: «Есть что-то прекрасное в том, чтобы видеть, как бедняки принимают свою судьбу, переносят страдания, как Страсти Христовы. Мир многое приобретает от их страданий».
Однако, когда у матери Терезы начались проблемы со здоровьем, она отправилась на лечение в современную американскую клинику.
Мать Терезу также обвиняли в том, что она общалась с несколькими богатыми и коррумпированными мировыми лидерами. В их числе был гаитянский диктатор Жан-Клод Дювалье, которого в конечном итоге обвинили в преступлениях против человечности за жестокое обращение со своими соотечественниками. Она также получила 1,25 миллиона долларов от своего друга Чарльза Китинга. Он был одной из ключевых фигур, стоявших за банковским кризисом в США 1980-х, и разорил американских налогоплательщиков на 124 миллиарда долларов. Мать Тереза просила судью о его помиловании.
«Я ничего не знаю ни о работе мистера Чарльза Китинга, ни о его бизнесе, ни о вопросах, которыми вы занимаетесь. Я знаю только, что он всегда был добр и щедр к беднякам и всегда был готов помочь, когда в этом возникала необходимость», — писала она.
И это была не единственная проблема, связанная с финансами матери Терезы. Одного только пожертвования Китинга в размере 1,25 миллиона долларов было достаточно для того, чтобы вытащить всех тех, кто находится на попечении матери Терезы, из нищеты. Но один волонтер рассказал, что, даже когда в столовых заканчивался хлеб, ничего не покупали, если не было пожертвований.
Однажды, набрав в продуктовом магазине товаров на 800 долларов, чтобы накормить людей из своей благотворительной организации, мать Тереза отказалась выходить из очереди, пока кто-нибудь другой не заплатит.
В отчете 1991 года, опубликованном в немецком журнале Stern, также было подсчитано, что только семь процентов от миллионных пожертвований, которые получила мать Тереза, были использованы на благотворительность. О каких именно суммах идет речь, неизвестно. Так же, как и то, куда пошли все эти деньги и что с ними стало после ее смерти.
Она также активно выступала против абортов и контроля над рождаемостью. Говоря о боснийских женщинах, изнасилованных сербами и пытавшихся сделать аборт, мать Тереза сказала: «Аборты сегодня являются величайшим разрушителем мира, потому что это прямое убийство — прямое убийство самой матерью».
Несмотря на то, что она сталкивалась с некоторой критикой за подобные взгляды, матери Терезе в основном удавалось избегать конфликтов, пока она была жива. Однако после ее смерти многие уже не так однозначно стали воспринимать ее личность и все чаще задаются вопросом, почему ее причислили к лику святых.