Топ-5 ошибок начинающего предпринимателя
По данным бюро статистики труда США, примерно 20% новых компаний прекращают существование уже в течение первого года, еще 10% ликвидируются к концу второго. Как открыть свое дело и создать стабильный бизнес, который будет приносить прибыль и не закроется через 2 месяца? Совместно с Ксенией Гуфрановой, соосновательницей международной сети студий балета и растяжки Levita, мы разобрали несколько основных ошибок, которые совершают предприниматели в начале пути.
Ошибка №1. Изобретать велосипед на старте
Нам часто кажется, что главный секрет успешного бизнеса — в освоении новых ниш. Это объяснимо: в поп-культуре предприниматель обычно показывается в роли инноватора, который сразу переворачивает рынок с ног на голову и рушит привычные установки с помощью гениальных и порой даже сумасшедших идей.
На самом деле — это миф. На старте вовсе не обязательно изобретать велосипед — для получения первой прибыли достаточно выбирать простые бизнес-модели в тех нишах, которые и так пользуются спросом. К тому же, если пришедшая вам в голову бизнес-идея не представлена на рынке, возможно, в ней нет потребности. На планете живет более 8 миллиардов людей, и скорее всего вашу гипотезу уже кто-то выдвинул, протестировал и убедился в ее несостоятельности.
Чтобы определиться с нишей, проанализируйте рынок и выделите перспективные направления, которые уже пользуются спросом среди аудитории, но не являются переполненными. Например, при запуске бизнеса мы с партнером протестировали более 15 ниш, каждая из которых на практике не соответствовала потребностям рынка. В итоге выбор остановился на казалось бы очевидной нише мягкого фитнеса: тренд на здоровый образ жизни продолжал набирать обороты, а крупных игроков, которые бы перетянули на себя всю аудиторию, не было.
Ошибка №2. Запускаться только в «родной» нише
Многие думают, что для создания успешного бизнеса в какой-либо сфере, желательно проработать в ней несколько лет. Например, студии по маникюру открывают только мастера, а медицинские центры — врачи.
Это заблуждение, которое значительно сужает спектр возможных направлений. На самом деле, предприниматель не всегда должен досконально разбираться в деталях продукта. Его главная задача — выстраивать бизнес-процессы и управлять ими. Поэтому постарайтесь проанализировать варианты с точки зрения целевой аудитории, которую вы сможете охватить, и потенциальной прибыли. Скорее всего, необходимый минимум знаний о продукте вы сможете получить уже в процессе работы.
Ошибка №3. Копить деньги и затягивать с запуском
Многие думают, что для запуска бизнеса нужно накопить приличную сумму, и постоянно откладывают реализацию своего плана.
Однако все зависит от ниши и конкретной ситуации. Первую студию, например, мы брали в почасовую аренду, чтобы сразу покрывать ее стоимость из внесенных клиентками денег. Подумайте, что вы можете сделать уже сейчас. Возможно, что для запуска вам не обязательно иметь на счету миллионы.
Ошибка №4. Пренебрегать обучением и не обращаться к наставнику
Распространено мнение, что ведению бизнеса можно научиться только на собственном опыте. Давайте взглянем на это с другой стороны: совершать свои ошибки важно, но нет нужды двигаться наощупь! В мире растет популярность бизнес-образования, появляется качественная литература с прикладной информацией.
Параллельно также формируется устойчивый тренд на наставничество, или менторство. Ментор — человек, который уже прошел ваш путь и стал профессионалом в отрасли. Он может посмотреть на кейс сверху и поделиться рабочими инструментами. Менторы не дают точных рекомендаций, но помогут определиться с направлением, которое позволит двигаться быстрее и эффективнее.
Интересно, что менторство напрямую влияет на бизнес-показатели компаний. Некоммерческая организация Endeavour Insight обнаружила, что у 33% самых успешных основателей стартапов были наставники. Согласно опросу американской компании The UPS Store, 70% предпринимателей, имевших наставника, владели фирмами, просуществовавшими не менее пяти лет. Среди тех, кто к менторам не обращался, доля «выживших» составила всего 35%.
Ошибка №5. Не считать цифры
Часто предприниматели уделяют недостаточное внимание ведению учета и не понимают, сколько денег им приносит бизнес (и приносит ли?). Они думают, что компания прибыльна, хотя она убыточна. Или наоборот, беспорядочно тратят деньги и не замечают, что бизнес растет, и прибыль увеличивается.
Цифры — ключевой фактор при формировании бизнес-плана и принятии решений. Поэтому важно с самого начала вести подробный учет и контролировать показатели компании. Речь не только о прибыли: для наших студий, например, важно учитывать, сколько людей оставляют заявку, сколько приходят на занятия, сколько покупают абонемент. Ведение учета — незаменимый инструмент, который позволяет бизнесу выполнять его главную функцию — быть эффективным и приносить прибыль.