Учимся психологии за 20 минут в день на примере короткометражки по рассказу Александра Цыпкина

Каждую неделю психолог Анастасия Павлова будет делиться с нами психологическим разбором какого-нибудь короткометражного фильма. Первый – про незавершенные отношения «Ты его любила?» по рассказу Александра Цыпкина «Месть во благо» – поможет понять, как забыть бывшего, вовремя закрыть гештальт и почему расставаться нужно навсегда.
Анастасия Павлова
Анастасия Павлова
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Взрослая успешная женщина Вера приезжает вместе с внуком поздравить свою первую любовь с днем рождения и вручить необычный подарок – собственноручно написанную картину. Итак, перед нами разворачивается история про незавершенные отношения. Какие же отношения можно считать незавершенными? Те, которые прекратились по инициативе одного партнера, в то время как другой к этому не был готов. При фактическом отсутствии союза сохраняется психологическая и эмоциональная привязанность к бывшему.

Что же случилось? После совместно прожитых двух лет, в преддверии женитьбы, Юра уходит от Веры к ее лучшей подруге. Прошли годы. С одной стороны, жизнь Веры весьма успешна. В союзе с мужем она достигла хорошего материального уровня. Вера начала писать картины. Это ее попытка найти что-то общее с художником Юрой, чтобы хоть как-то быть ему интересной. Вера до сих пор остается там, в прошлом, и никак не хочет принимать ту себя, которая достигла определенного статуса. Она даже внука привезла, чтобы похвастаться. Чтобы Юра подумал: «Смотри, что ты потерял!» Женщина живет со своей обидой, ее же бросили. И пытается мстить обидчику, демонстрируя, чего он лишился.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Очень часто у женщин бывает такое, что они достигают успеха, начинают хорошо выглядеть, но не для себя. А для того чтобы бывший оценил и понял, что он потерял. И если бы он не ушел, их жизнь была бы прекрасна. Но в данном случае художнику Юре эти красоты-высоты не нужны. У него другое понятие мира, взаимоотношений с собой. Другой уровень, другие мысли. Ему безразлично, что Вера дарит ему дорогую бытовую технику. Он показывает Вере, что ее подарки ему не нужны, да и она сама тоже. И чувствует себя униженной она, а не он. Ему абсолютно нет дела, что она стала крутой, успешной. У него своя жизнь. Приезжает Вера, ну, приезжает. У него натурщиц-моделей полно. Он не стесняется этого и не пытается выглядеть перед Верой тем, кем не является на самом деле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это трагедия жизни Веры. Все ее достижения – не «для», а «вопреки», потому что если бы не случилось этой истории, то, возможно, они бы поженились. И сейчас она жила бы с ним в этой квартире, боролась бы с его пьянством, натурщицами, заливалась бы ревностью, и совершенно непонятно, как сложилась бы ее жизнь. Получается, что Юра совершил благо, оставив ее. И она таким образом смогла найти прекрасного мужа, с которым провела неплохую жизнь. Муж о ней заботится, звонит, волнуется, где она с внуком. И у Веры есть возможность жить в роскоши и помогать семье сына, помогать внуку и даже помогать не нуждающемуся в помощи Юре.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но на самом деле Вера пытается подсознательно мстить и не осознает этого: для нее это способ получить признание. Юрий, по сути, не оценил ее. Вера настолько, видимо, любила Юру, что для нее его мнение было очень веско и ценно. А поскольку он ее бросил, уровень ее самооценки упал.

Всю жизнь Вера пытается самооценку поднять, но как? Он должен признать, какая она молодец и прекрасная женщина. Для нее возможен только тот способ принятия, когда Юрий раскается: какой же он дурак, что ее бросил! Начнет жалеть о потерянном счастье. А жалеть Юра ни о чем не собирается, его все устраивает. Она же и так рядом с ним. О чем ему переживать?

Вера, к сожалению, никогда не получит того, чего хочет. И хорошо, что внук открывает ей глаза, называя все происходящее «местью». В этот момент к ней приходит осознание. Как говорится: «Если хочешь отомстить, стань счастливым и успешным». Здесь опять же про уважение к самой себе. Насколько женщина готова себя уважать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она очень болезненно относится к тому, что Юра не принимает ее как женщину. Потребность признания формируется глубоко в детстве. До трех лет. Возможно, родители не уделяли маленькой Вере внимания. Были заняты карьерой, собой. На этом фоне формируется дефицит, который взрослый будет стараться заполнить, проигрывая детско-родительские отношения уже в осознанном возрасте.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Финальная точка, свидетельствующая о том, что она готова отпустить и освободиться от этой истории, – момент, когда Вера с позывом тошноты выбегает из машины. Это не что иное, как «освобождающий акт», по психосоматике – то, что ты носишь в себе и не можешь переварить. В этот момент происходит соединение психоэмоционального и телесного, и она позволяет всему накопившемуся выйти из нее. Невозможно было переваривать свободу Юры, то, что он не желал признать ее авторитет, ее успех. Вера сделала себя зависимой от асоциального типа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему Вера не пришла на похороны? На самом деле Вера не считала Юру своим другом, им особо не о чем говорить, она была к нему привязана только потому, что ей нужно было его признание. А тут у нее открылись глаза, и ей он перестал быть интересен. Он был нужен ей, а не она ему, и, перестав быть столь значимым, Юра стал чужим человеком, от которого она больше эмоционально не зависит. Как художник он ее не вдохновлял (пролив вино на его картину в середине фильма, размазывая краску, Вера говорит, что «хуже картина не стала»). А уж как взрослый человек и мужчина, на которого можно положиться, – тем более.

И в общем, в фильме отлично продемонстрировано, как Верино осознание о его ничтожности транслируется ему в момент, когда покупатель выбирает не его работу, а картину Веры. Для художника, который как бы был гениальным, в один момент рушится мир. События транслируют реальность. Проблема эмоционального зависания в прошлом очень актуальна на сегодняшний день. И в данной истории пусть поздно, а для героини настал хеппи-энд. Но сколько Вера потратила лет своей драгоценной жизни, сливая часть себя в обреченное прошлое? Сколько в это было слито энергии, чувств и переживаний?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ