Учимся психологии за 20 минут в день на примере короткометражки по рассказу Александра Цыпкина
Взрослая успешная женщина Вера приезжает вместе с внуком поздравить свою первую любовь с днем рождения и вручить необычный подарок – собственноручно написанную картину. Итак, перед нами разворачивается история про незавершенные отношения. Какие же отношения можно считать незавершенными? Те, которые прекратились по инициативе одного партнера, в то время как другой к этому не был готов. При фактическом отсутствии союза сохраняется психологическая и эмоциональная привязанность к бывшему.
Что же случилось? После совместно прожитых двух лет, в преддверии женитьбы, Юра уходит от Веры к ее лучшей подруге. Прошли годы. С одной стороны, жизнь Веры весьма успешна. В союзе с мужем она достигла хорошего материального уровня. Вера начала писать картины. Это ее попытка найти что-то общее с художником Юрой, чтобы хоть как-то быть ему интересной. Вера до сих пор остается там, в прошлом, и никак не хочет принимать ту себя, которая достигла определенного статуса. Она даже внука привезла, чтобы похвастаться. Чтобы Юра подумал: «Смотри, что ты потерял!» Женщина живет со своей обидой, ее же бросили. И пытается мстить обидчику, демонстрируя, чего он лишился.
Очень часто у женщин бывает такое, что они достигают успеха, начинают хорошо выглядеть, но не для себя. А для того чтобы бывший оценил и понял, что он потерял. И если бы он не ушел, их жизнь была бы прекрасна. Но в данном случае художнику Юре эти красоты-высоты не нужны. У него другое понятие мира, взаимоотношений с собой. Другой уровень, другие мысли. Ему безразлично, что Вера дарит ему дорогую бытовую технику. Он показывает Вере, что ее подарки ему не нужны, да и она сама тоже. И чувствует себя униженной она, а не он. Ему абсолютно нет дела, что она стала крутой, успешной. У него своя жизнь. Приезжает Вера, ну, приезжает. У него натурщиц-моделей полно. Он не стесняется этого и не пытается выглядеть перед Верой тем, кем не является на самом деле.
Это трагедия жизни Веры. Все ее достижения – не «для», а «вопреки», потому что если бы не случилось этой истории, то, возможно, они бы поженились. И сейчас она жила бы с ним в этой квартире, боролась бы с его пьянством, натурщицами, заливалась бы ревностью, и совершенно непонятно, как сложилась бы ее жизнь. Получается, что Юра совершил благо, оставив ее. И она таким образом смогла найти прекрасного мужа, с которым провела неплохую жизнь. Муж о ней заботится, звонит, волнуется, где она с внуком. И у Веры есть возможность жить в роскоши и помогать семье сына, помогать внуку и даже помогать не нуждающемуся в помощи Юре.
Но на самом деле Вера пытается подсознательно мстить и не осознает этого: для нее это способ получить признание. Юрий, по сути, не оценил ее. Вера настолько, видимо, любила Юру, что для нее его мнение было очень веско и ценно. А поскольку он ее бросил, уровень ее самооценки упал.
Всю жизнь Вера пытается самооценку поднять, но как? Он должен признать, какая она молодец и прекрасная женщина. Для нее возможен только тот способ принятия, когда Юрий раскается: какой же он дурак, что ее бросил! Начнет жалеть о потерянном счастье. А жалеть Юра ни о чем не собирается, его все устраивает. Она же и так рядом с ним. О чем ему переживать?
Вера, к сожалению, никогда не получит того, чего хочет. И хорошо, что внук открывает ей глаза, называя все происходящее «местью». В этот момент к ней приходит осознание. Как говорится: «Если хочешь отомстить, стань счастливым и успешным». Здесь опять же про уважение к самой себе. Насколько женщина готова себя уважать?
Она очень болезненно относится к тому, что Юра не принимает ее как женщину. Потребность признания формируется глубоко в детстве. До трех лет. Возможно, родители не уделяли маленькой Вере внимания. Были заняты карьерой, собой. На этом фоне формируется дефицит, который взрослый будет стараться заполнить, проигрывая детско-родительские отношения уже в осознанном возрасте.
Финальная точка, свидетельствующая о том, что она готова отпустить и освободиться от этой истории, – момент, когда Вера с позывом тошноты выбегает из машины. Это не что иное, как «освобождающий акт», по психосоматике – то, что ты носишь в себе и не можешь переварить. В этот момент происходит соединение психоэмоционального и телесного, и она позволяет всему накопившемуся выйти из нее. Невозможно было переваривать свободу Юры, то, что он не желал признать ее авторитет, ее успех. Вера сделала себя зависимой от асоциального типа.
Почему Вера не пришла на похороны? На самом деле Вера не считала Юру своим другом, им особо не о чем говорить, она была к нему привязана только потому, что ей нужно было его признание. А тут у нее открылись глаза, и ей он перестал быть интересен. Он был нужен ей, а не она ему, и, перестав быть столь значимым, Юра стал чужим человеком, от которого она больше эмоционально не зависит. Как художник он ее не вдохновлял (пролив вино на его картину в середине фильма, размазывая краску, Вера говорит, что «хуже картина не стала»). А уж как взрослый человек и мужчина, на которого можно положиться, – тем более.
И в общем, в фильме отлично продемонстрировано, как Верино осознание о его ничтожности транслируется ему в момент, когда покупатель выбирает не его работу, а картину Веры. Для художника, который как бы был гениальным, в один момент рушится мир. События транслируют реальность. Проблема эмоционального зависания в прошлом очень актуальна на сегодняшний день. И в данной истории пусть поздно, а для героини настал хеппи-энд. Но сколько Вера потратила лет своей драгоценной жизни, сливая часть себя в обреченное прошлое? Сколько в это было слито энергии, чувств и переживаний?