Уникальная история Яеи Кусамы — японской художницы, превратившей свои галлюцинации в современное искусство
Яеи Кусама — настоящая звезда в мире искусства. Билеты на выставку художницы в лондонской галерее Tate Modern были раскуплены за считаные минуты. Воодушевленные организаторы решили продлить экспозицию еще на год — и не прогадали, потому что смогли повторить свой успех. В 2018 году музей The Broad в Лос-Анджелесе продал 90 000 билетов на выставку Кусамы. А галерее David Zwirner в Нью-Йорке даже пришлось ограничить временные интервалы до 45 секунд на каждого посетителя в ее «Зеркальной комнате бесконечности» в 2013-м.
Яеи покорила не только любителей искусства, но и модников — в 2012 году увидела свет ее знаменитая коллаборация с Louis Vuitton. И сегодня поклонники этого бренда и творчества художницы могут вновь полюбоваться результатами сотрудничества. Креативная команда представила одежду, аксессуары и парфюм с фирменным гороховым принтом 93-летней авангардистки. Особенно удивил публику робот в виде самой Яеи, стоящий в нью-йоркском магазине Louis Vuitton и рисующий разноцветные круги. Но не все знают, что такой успех дался Кусаме крайне тяжело.
Военное детство и домашний абьюз
Яеи Кусама родилась в 1929 году в японском городе Мацумото. Она была младшей из четырех детей в консервативной семье, имеющей хороший доход. Отношения родителей были далеки от стабильных — художница вспоминала, как мать заставляла ее шпионить за отцом и его многочисленными любовницами. Это заставляло девочку страдать, но никто не обращал внимания на ее переживания.
В 7 лет Яеи начала видеть, как предметы, окружающие ее, светятся и двигаются. «Однажды я вдруг подняла глаза и обнаружила, что каждая фиалка имеет свое индивидуальное, человеческое выражение лица», — призналась она в своей автобиографии Infinity Net. Чтобы стабилизировать психологическое и эмоциональное состояние девочки, психиатр посоветовал занятия рисованием. С этого момента Кусама начала интересоваться искусством. Отец Яеи поддержал это стремление и купил ей художественные принадлежности. Мать же считала рисование неподходящим для девушки занятием и отбирала у нее готовые произведения, потому что хотела, чтобы Кусама стала домохозяйкой. Она не терпела любого проявления непослушания и часто наказывала дочь, в том числе физически.
Такое отношение ближайшей родственницы наложило отпечаток на творчество Яеи — она работала быстро и лихорадочно, опасаясь, что у нее могут отобрать картину в любой момент. С началом Второй Мировой войны Кусама стала трудиться по 12 часов в день на парашютной фабрике вместе с другими детьми школьного возраста в своем родном городе, но в свободное время продолжала заниматься искусством — оно было ее отдушиной.
В 1948 году, несмотря на протесты матери, девушка поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел, где она в течение года сначала обучалась традиционной японской живописи, после чего перешла к абстрактным формам.
«Мои родители всегда пытались втянуть меня в "брак по расчету" с мужчинами, которых я ни разу в жизни не видела», — рассказывала Кусама писателю Эндрю Соломону, назвав свои ранние годы «эпохой психического расстройства». Она стала все больше ощущать себя «заключенной, окруженной завесой деперсонализации».
Переезд в Нью-Йорк и первые шаги в карьере
Сборник репродукций картин американской абстракционистки Джорджии О’Кифф произвел на девушку неизгладимое впечатление. Яеи, вдохновленная работами художницы, нашла ее адрес и отправила ей письмо — так завязалась переписка. Пообщавшись с О’Кифф, Кусама приняла решение переехать в США. По воспоминаниям Яеи, мать отреагировала на это заявление плохо: «Она бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: "Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома".
Несмотря на то, что Кусама плохо знала английский и не имела связей в Соединенных Штатах, она переехала в Сиэтл в 1957 году. Художница была полна решимости заниматься творчеством. Тогда же она смогла провести небольшую выставку в галерее Зоуи Дюсанн. Через год она переехала в Нью-Йорк по совету О’Кифф. Там она сняла маленькую квартирку без отопления и жила впроголодь: по ночам художница иногда не спала и рисовала, чтобы не замерзнуть.
Ее первая нью-йоркская выставка прошла в галерее Brata в октябре 1959 года — экспозиция состояла из пяти картин, каждая из которых представляла собой огромную белую сеть, напоминающую кружево, серия называлась Infinity Nets. В то время некоторые полотна были куплены за 200 долларов. В 2008 году одну из картин продали на аукционе за $ 7,1 млн, что сделало Яеи художницей-рекордсменкой: до нее творчество ни одной женщины до нее не оценивалось в такие суммы.
После того, как Яеи познакомилась с ведущими деятелями 1960-х, включая Виллема де Кунинга, Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, она изменила направление своего творчества: художница стала смешивать абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Кусама наблюдала за стремительным взлетом популярности коллег-мужчин, в то время как она сама оставалась в тени.
Этот период был тяжелым для Яеи. Один из нью-йоркских врачей, также имеющий японские корни, согласился лечить художницу на безвозмездной основе. В знак благодарности она подарила ему 11 своих картин. Доктор Тэруо Хиросэ стал хорошим приятелем Кусамы — они дружили вплоть до его смерти в ноябре 2019 года. Те полотна, что принадлежали врачу, впоследствии продали за $ 15 млн.
Долгожданная слава
Художница, решительно настроенная обрести славу, в 1966 году без приглашения, но при поддержке близкой подруги, владелицы галереи Беатрис Уэбб, отправилась на Венецианскую биеннале. Яеи заполнила лужайку перед итальянским павильоном зеркальными шарами, которые выставила на продажу по 20 долларов за штуку. Посетители стали говорить, что Кусама продает искусство «как хот-доги». Но с этого момента ее популярность начала расти.
Яеи устраивала перформансы в людных местах. Однажды она раскрасила обнаженных мужчину и женщину в черный и белый горошек, а затем сняла на видео, как эта пара имитирует секс. Ее шоу сразу же вызвало негативную реакцию в СМИ. «Кусама, чья грубая жажда публичности никогда не оставляет места для хорошего вкуса, умудрилась устроить самое скучное шоу уродов в году», — писал The Village Voice.
В 1974 году после продолжительной болезни скончался отец художницы. Позже она рассказала Financial Times: «Я так много рисовала каждый день. Я часто звонила в больницу, и врач сказал мне, что вместо этого я должна позвонить в психиатрическую клинику. Он заявил: "Вы слишком много рисуете".
Возвращение в Японию и признание
Яеи начала лечение в токийском психиатрическом институте в 1977 году. С тех пор она живет там. Каждый день художница работает в своей мастерской, расположенной через дорогу от больницы, и каждую ночь возвращается в медучреждение. В 1993 году Яеи пригласили принять участие в Венецианской биеннале — той самой выставке, куда она прежде проникала нелегально. С этого момента начался «бум Кусамы» — именно так назвали рост популярности художницы в родной стране.
«Это лучший момент в моей жизни. Я хочу стать более известной, еще более известной», — заявила она корреспонденту Financial Times после биеннале. Критики не оценили такой порыв, в очередной раз назвав ее творчество и действия «безвкусными». Однако писатель Эндрю Соломон в статье для Artforum встал на защиту Кусамы: «Ее с меньшей готовностью приняли, поскольку она была женщиной, которая боролась за место в чужой стране, в обществе, что до сих пор не оправилось от предубеждений против Японии после Второй мировой. К тому же, финансовое положение Яеи всегда оставляло желать лучшего».
Несмотря на сплетни и критику, Яеи продолжала работать и добилась желаемой славы — ее уникальный стиль привлек Louis Vuitton.
Кусама не только творит, но и занимается благотворительностью. Одна из ее основных целей — показать обществу внутренний мир человека с психического заболеваниями.