Унижения и попытка суицида: чего Брижит Бардо стоила роль в «Истине», режиссера которой она называла дьяволом
Признание
В 1960 году на экраны вышла картина французского режиссера Анри-Жоржа Клузо «Истина», главную женскую роль в которой исполнила Брижит Бардо. В фильме актриса сыграла провинциалку Доменик, которая мечтает о большой и светлой любви, но оказывается брошенной и униженной своим возлюбленным. Не в силах вынести обиду, Доменик убивает его и попадает в тюремную камеру.
Фильм «Истина» считается одной из лучших работ Клузо. Лента была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», а Брижит Бардо была удостоена премии Давида ди Донателло в номинации «Лучшая иностранная актриса».
К работе над фильмом Брижит подошла уже в статусе звезды. У нее в фильмографии к тому времени были роли лентах «И бог создал женщину» и «Парижанка». Однако на этот раз она показала себя с другой стороны, доказав, что может быть не только секс-символом, но и настоящей актрисой. «Игра Бардо проходит в интересном диапазоне — от холодной и высокомерной отстраненности до отвергнутой чувственности. Какими бы знакомыми ни были ее манеры и поступки в сценах с эротическим подтекстом, их бесстыжая откровенность здесь имеет значение, указывая на анархизм современной молодежи», — писали критики.
Жесткие методы работы
Однако самой актрисе такая трансформация стоила очень дорого. Бардо рассказывала в своей биографии, что режиссер был безжалостен. «Драматическая роль просто уничтожила меня. Когда я снималась в "Истине", Клузо так хорошо убедил меня в том, что я опустившаяся женщина, трагический персонаж, что я в конце концов в это поверила. Я стала Доменик. Настолько, что несколько месяцев спустя я захотела покончить с собой».
В день 26-летия Бардо была найдена около своего дома. Подражая своей героине в «Истине», актриса попыталась свести счеты с жизнью. Ее экстренно госпитализировали, где ей, ко всеобщему облегчению, помогли прийти в себя. Однако у звезды была диагностирована нервная депрессия.
Вспоминая эту мучительную главу своей жизни, Бардо говорила: «Я чувствовала себя загнанной в угол, пойманной в ловушку, задушенной до такой степени, что просто хотела умереть».
Актриса называла режиссера «дьяволом»: «Он говорил мне вещи, которые настраивали меня на нужный лад для фильма: "Твоя жизнь кончена", "Ты никогда больше ни в чем не преуспеешь", "У тебя плохая репутация".
Работая с Бардо, Клузо прибегал не только к психологическому давлению, но и к физическому насилию. Он бил ее по щекам, топтался на ее босых ногах ботинками, они дрались прямо на съемочной площадке. Добившись от Бардо настоящих эмоций, вспышки гнева и ярости, Клузо немедленно командовал начать снимать.
Во время съемки сцены самоубийства Клузо жестоко обманул Брижит. Вместо аспирина он ей дал снотворное, от которого актриса потом отходила двое суток.
«Я будто бы наглоталась барбитала и должна была лежать в бреду, хрипло дыша. Мне эти вещи были, увы, хорошо знакомы... Я думала, что выгляжу в полукоматозном состоянии естественней некуда, но Клузо не нравилось. День кончался, все с ног валились от усталости, на съемочной площадке было нестерпимо жарко. Клузо хотел, чтобы я обливалась потом, пускала слюни; гримеры наносили мне пену в уголки рта, глицериновую воду на лоб. У меня разболелась голова, не было сил больше без конца повторять эту тягостную сцену. Я попросила принести мне стакан воды и две таблетки аспирина. Клузо сказал, что у него есть аспирин, и я проглотила две белые таблетки, которые он мне дал. Я почувствовала себя странно: какое-то оцепенение сковало меня, глаза весили по тонне каждый, я слышала как сквозь вату... Двум рабочим пришлось нести меня домой на руках. Дедетта, перепугавшись, сообщила маме, что Клузо дал мне вместо аспирина две таблетки сильнейшего снотворного. Я не могла проснуться 48 часов! Зато сцена была снята с натуры и получилась более чем правдивой», — вспоминала звезда.
Травма
Проще говоря, «Истина» разрушила психическое здоровье Бардо. Несмотря на восторженные отзывы критиков и успех фильма, этот опыт съемок оказался для звезды губительным: «Он уничтожил всю силу, которая была во мне» .
Всего через три месяца после попытки самоубийства Бардо вернулась к съемкам в кино, но с явно меньшей жизнерадостностью, нежели раньше. Она подписывала контракты, появлялась на съемочной площадке, но былого энтузиазма не было. Лишь в 1964 году Бардо вновь вернулась к полноценной жизни и работе благодаря роли в фильме «Вива Мария!».