Возможно ли выполнить сложные маневры в небе на пассажирском самолете

Наверняка вы не раз видели, как истребители выполняют в небе фигуры высшего пилотажа. Что мешает повторить эти трюки на авиалайнере?
Возможно ли выполнить сложные маневры в небе на пассажирском самолете
Pexels

Пилотажем принято называть пространственное маневрирование летательного аппарата, имеющее своей целью выполнение определенных фигур в полете. Пилотаж осуществляется для обучения летчиков маневрированию и выполняется как в спортивных целях, так и в боевых – для введения в заблуждение средств противовоздушной обороны или поражения противника. Пилотаж принято различать по степени сложности — на простой, сложный и высший, а также по количеству участвующих летательных аппаратов — на одиночный и групповой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фигурой пилотажа называют движение летательного аппарата по заранее определенной траектории, в ходе которого ему придаются положения, не свойственные горизонтальному полету. Деление фигур пилотажа по сложности меняется по мере того, как совершенствуются летательные аппараты – к примеру, многие фигуры, которые сейчас относят к простому пилотажу, раньше считались высшим пилотажем.

Высший пилотаж
Высший пилотаж
Pexels

К высшему относят, к примеру, «Кобру» или «Колокол». Но почему эти фигуры выполняют только на истребителях? Чем хуже пассажирские самолеты? Дело в том, что запрет на выполнение фигур высшего пилотажа и прочей воздушной акробатики прописан в руководствах по эксплуатации авиалайнеров. Их конструкция просто не рассчитана на это, а система управления блокирует любые опасные маневры, хотя теоретически некоторые фигуры выполнимы и на пассажирских самолётах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Высший пилотаж
Высший пилотаж
Pexels
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, авиалайнеры, создающие искусственную невесомость, выполняют «Горку» с углом пикирования до 45 градусов. Известны случаи, когда пилоты выполняли «Бочку» на пассажирских самолетах в нарушение инструкций: в 1955 году это сделал Элвин Джонстон на Boeing 707, а в 1980 году — Наиль Саттаров на Ту-154, за что в итоге был отчислен из ЦПК, отстранён от полётов и понижен в должности. Оба этих эпизода обошлись без каких-либо разрушений и жертв.
Источник: Популярная механика