«Я два месяца жила по правилу 50/30/20 в планировании бюджета»

Читательница Grazia делится опытом, как откладывать 50% зарплаты, но не сокращать количество трат на развлечения.
Grazia

Многим кажется, что грамотное планирование бюджета — это настоящая магия. А создать «подушку безопасности», о которой говорят все вокруг, и вовсе представляется невозможным. Но что бы ни обещали авторы различных секретов финансового успеха, хочется знать: возможно ли не снижать уровень комфорта в жизни, загоняя себя в рамки? Мы решили разобраться детально. Читательница Grazia Яна три месяца прожила по правилу 50/30/20. Рассказываем, что это за методика, как изменилась жизнь героини, и делимся другими популярными способами планирования бюджета.

Что такое методика 50/30/20

Этот метод планирования — один из самых непростых, ведь он предполагает, что 50% доходов откладывается на сберегательный счет. Именно они и формируют «подушку безопасности», которая позволит чувствовать себя комфортно. Остальные же 50% распределяются следующим образом: 20% — обязательные траты. В них входят:

  • Оплата жилья (аренда, ипотека)
  • Платежи за коммунальные услуги
  • Питание
  • Транспорт
  • Кредиты, если они имеются
  • Необходимые лекарства

Сюда можно включить любые траты, без которых невозможно прожить. Оставшиеся 30% доходов отправляются в графу «желания» — на развлечения и покупки вещей не первой необходимости. Урезание именно этой части бюджета волнует многих. Сохранить прежний уровень жизни, ограничивая себя таким образом, кажется невозможным, но так не хочется терять комфорт. Ниже расскажем, как к этому вопросу подошла наша героиня.

Жизнь по методике 50/30/20: личный опыт

Яна утверждает, что финансово грамотным человеком ее не назовешь. До недавнего времени опыта четкого распределения денег у нее не было. На новый режим планирования бюджета она перешла после того, как переехала в Москву. В столице ее доход вырос, однако вместе с ним увеличились и расходы. Если раньше ей было легко совершать крупные покупки в любой момент, то теперь, чтобы позволить себе, например, обновить технику (телефон, ноутбук), нужно копить. Именно поэтому героиня и решилась опробовать методику 50/30/20 — чтобы непредвиденные траты не застали ее врасплох.

Grazia

Одна из главных ценностей Яны — не отказывать себе в привычных радостях: отправиться в любимую кофейню, съесть десерт или купить «ту самую» вещь. Она решила, что не будет полностью убирать «эмоциональные» траты, иначе эксперимент закончится через неделю. Вместо этого Яна решила найти способ максимально сэкономить. К делу она героиня подошла рационально: выписала все возможные способы экономии и проанализировала их. В ее первоначальный список вошли:

  • Распродажи и акции
  • Карты лояльности магазинов
  • Промокоды на первую покупку
  • Реферальные скидки от друзей/их карты лояльности
  • Различные подписки

Посмотрев на список, Яна поняла, что и так почти все покупает со скидками, поэтому первый пункт можно было вычеркнуть. Чтобы карты лояльности давали реальную экономию, надо иметь внушительную историю покупок, а это противоречило исходной цели. Реферальные скидки тоже отпадали — рассказывать знакомым о своем финансовом положении Яна не очень хотела. Оставались промокоды и подписочные сервисы.

Изучив разные подписки, она решила начать с мультисервисного «Газпром Бонуса». Свое решение Яна объясняет тем, что, во-первых, в базовую подписку помимо привычных онлайн-кинотеатров входят скидки и кэшбек на продукты в «Перекрестке», «Ленте» и «Пятерочке». А во-вторых, можно за небольшие деньги подключать дополнительные предложения от брендов, которыми она и так часто пользовалась, например, скидку 15% на обувь Tamaris или 20% на косметику Librederm.

Героиня рассказала, что оформление подписки стало одним из способов, который помог ей сохранить источники дофамина. «Она действительно помогает экономить. Благодаря этому я могу как минимум чаще ходить в театры и на концерты». Методика простая: в будни, пользуясь «Газпром Бонусом», она может уменьшить базовые расходы. Например, если ее типичная продуктовая корзина на неделю с доставкой в «Ленте» стоит 7000 рублей, то со скидкой 15%, которую дает подписка, она может сэкономить около тысячи. И на эту сумму купить билет в шоу или на выставку. А еще Яна призналась нам, что заходить в кофейню за любимым капучино и круассаном — ритуал, который очень ей важен. Освободившихся после шопинга с подпиской денег как раз хватит на два таких похода в неделю.

Не заскучать дома Яне помогают фильмы и сериалы, и в базовый пакет «Газпром Бонуса» как раз входят онлайн-кинотеатры Wink (18+) и Premier (18+).
Grazia

Такой режим позволил Яне комфортно поменять образ жизни, не потеряв разом все необходимые для нее развлечения. Это особенно важно, чтобы не отказаться слишком быстро от идеи откладывать 50% дохода.

Еще одна графа трат, от которой Яна не отказалась полностью, это онлайн-шопинг. Возможность баловать себя приятными мелочами позволяет ей легче переносить режим экономии. До введения методики 50/30/20 она часто обновляла гардероб и косметичку. Сохранение этой привычки, пусть и в урезанном формате, уберегло Яну от импульсивного шопинга. А не выходить за рамки бюджета помогла подписка. Та же покупка уходовой косметики не всегда вписывается в бюджет, но благодаря 30% скидке в Рив Гош (еще одна дополнительная опция в подписке) Яна купила свой привычный набор кремов за 2413 руб. вместо 3446 руб. — и даже взяла гиалуроновую сыворотку на сэкономленные деньги.

За несколько месяцев жизни в формате 50/30/20 Яна накопила достаточную сумму, чтобы непредвиденные крупные траты не стали для нее финансовой «катастрофой». Конкретной финансовой цели у героини не было. Но теперь она запросто может позволить себе обновить сломавшуюся технику, отправиться в путешествие. Она стала чувствовать себя гораздо спокойнее и не переживает за завтрашний день. Однако постоянно придерживаться этого принципа героиня все же не готова.

Комфортные способы планирования бюджета

Конечно, откладывать 50% бюджета — достаточно радикальная мера. Существуют и другие, более щадящие способы планирования. Один из самых популярных — 20/50/30. Это похоже на схему Яны, но пропорции иные: 50% расходов отправляются на необходимые траты, 30% — снова на категорию «желания», и только 20% хранят на сберегательном счете или в инвестициях.

А чтобы в сумму, выделенную на «желания», уложилось как можно больше, есть несколько небольших, но выгодных способов экономии.

Grazia

Выделяйте время на удовольствия утром

Часто походы в развлекательные места или, например, спортзалы, дешевле утром и днем. На первый взгляд метод кажется не самым комфортным, но подстроить под него график точно получится. Так вы не останетесь без положительных эмоций, а заодно — сэкономите.

Сравнивайте цены

Мы часто совершаем повседневные покупки в одних и тех же магазинах, не проверяя цены в других местах, а они могут значительно различаться. Если у вас есть цель сэкономить, стоит потратить время на сравнение цен на продукты и бытовые товары и заказывать из разных магазинов. Кроме того, можно установить приложения для отслеживания скидок, которые помогут вам выбирать товары и уведомят о появлении акций на них.

Оформите единую подписку

Вы когда-нибудь пробовали посчитать, какая общая сумма в месяц уходит на все подписки? Порой итоговый результат удивляет. Только за доступ к нескольким онлайн-кинотеатрам может списываться значительная сумма.

Ищите подписки, в которых объединены сразу несколько категорий. «Газпром Бонус», которую Яна изначально выбрала для своего финансового эксперимента, оказалась как раз такой.

Подпишитесь на рассылки

Бренды часто отправляют промокоды на скидки и эксклюзивные предложения, доступные только подписчикам рассылки. Также они могут уведомлять вас о том, что на вещь вашего размера снизилась цена. Кроме того, вы сможете отслеживать распродажи, и, если они происходят регулярно, у вас будет возможность отложить покупку.

Не совершайте дофаминовые покупки

Порой кажется, что в условиях экономии приобретение какой-то мелочи, покупка которой не сильно ударит по бюджету — одна из немногих радостей. Но чаще всего такие траты — эмоциональные. Попробуйте каждый раз анализировать: вам нужна конкретная вещь или просто положительные впечатления. Если причина во втором, найдите другой способ выработки дофамина. Например, те же прогулки или спорт. Если следить за этим какое-то время, тяга к импульсивному шопингу снизится.

Реклама: ООО «Сеть Партнерств». Erid: 2RanymtXFrG

ОГРН 1207700311060, юридический адрес: 117342, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Коньково, ул. Бутлерова, 17, помещ. 11/7

Специальное предложение для читателей сайта grazia..ru по промокоду GRAZIA11 включает в себя базовую подписку «Газпром Бонус» по цене 0 рублей на один месяц для новых пользователей, дополнительное предложение от «РИВ ГОШ» по цене 1 рубль на один месяц для новых пользователей, дополнительное предложение от Lamoda по цене 1 рубль на один месяц для новых пользователей,  дополнительное предложение от Tamaris по цене 1 рубль на один месяц для новых пользователей,  дополнительное предложение от Libriderm по цене 1 рубль на один месяц для новых пользователей. Далее цена в соответствии с тарифами на сайте gazprombonus.ru. Предложение действует до 31.12.2024. В базовую подписку «Газпром Бонус» по состоянию на 01.11.2024 входят онлайн-кинотеатры Wink (18+) и PREMIER (18+), сервис «Пакет» от Х5, специальные условия на Ozon (ООО «Интернет Решения», 7704217370, ОГРН 1027739244741, 123112, г. Москва, Пресненская набережная, 10), скидка до 15% в «Ленте» (ООО «Лента», 7814148471, ОГРН 1037832048605, 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112), повышенные бонусы на АЗС «Газпромнефть», скидка 30% на мобильную связь «Газпром Мобайл», возможность компенсировать баллами покупки на Ozon на сумму до 10 000 ₽ с Газпромбанком (Банк ГПБ (ПО)). К базовой подписке можно подключить дополнительные предложения от партнеров подписки за отдельную плату, включая, но не ограничиваясь предложениями от Lamoda (ООО «Купишуз», 7705935687, ОГРН 5107746007628, 123308, г. Москва, пр-т Маршала Жукова, 1, стр. 1),  «РИВ ГОШ»  (ООО «РИВ ГОШ»,  7716614325, ОГРН 5087746090823, 129345, г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, 48б), Librederm (ООО «Косметик-Сервис», 5036156794, ОГРН 1165074051757, 142100, Московская область, г. Подольск, ул. Комсомольская, 1), Tamaris (ООО «Тамарис», 9728068561, ОГРН 1227700410904, 117574, г. Москва, проезд Одоевского, 2а) и других партнеров. Подробную информацию о составе подписки «Газпром Бонус», полный перечень партнеров и условия их подключения смотрите на сайте https://gazprombonus.ru.