Забастовка в Голливуде: чего требуют сценаристы и актеры и как это событие повлияет на киноиндустрию

Сейчас «фабрика грез» переживает непростые времена. Сценаристы и актеры бастуют, стараясь противостоять боссам корпораций, которые думают лишь о собственной выгоде. Рассказываем, какие последствия может иметь такое масштабное событие.

Кажется, сейчас мы наблюдаем за закатом золотой эпохи телевидения, которую нередко называют Peak TV. Даже пандемийный период не слишком сильно повлиял на производство контента. Некоторые проекты хоть и приходилось переносить или замораживать, однако зрители всегда знали, что смогут посмотреть все новинки на стриминговых сервисах. Однако в последнее время мы видим, что профи, которые отвечают за создание всеми любимых фильмов и сериалов, активно протестуют против сложившихся в индустрии правил. Чего требуют бастующие сценаристы и режиссеры и как это отразится на индустрии развлечений?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причины забастовки в Голливуде

Многие и не помнят, но в 1960-м уже была масштабная забастовка. Тогда сценаристы и актеры требовали, чтобы их труд оплачивался по заслугам. В то время активно развивалось телевидение, и каналы попросту выкупали фильмы, которые производились с 1948 года. Многих не устраивало, что они не получают свои отчисления с трансляций. Получалось так, что основную прибыль между собой делили только продюсеры, которые успешно продавали проекты, а их создатели оставались ни с чем. На тот момент не была стандартизирована процедура отчислений, поэтому сценаристы и актеры вышли на улицу, чтобы привлечь внимание к проблеме и добиться пересмотра установленного регламента. Так, им удалось договориться не только об отчислениях за показы лент — также были введены пенсии и учрежден фонд помощи нуждающимся артистам. Конечно, забастовки проводились и позже, однако требования пикетчиков быстро (или не очень) исполнялись. Все их запросы упирались в две вещи: честную оплату труда и условия работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако чем активнее развивалась киноиндустрия и стриминговые сервисы, тем больше вопросов возникало у сотрудников. С каждым годом у боссов студий увеличивались аппетиты, они все активнее требовали снимать оригинальные проекты. Так, анализируя ежегодные отчеты FX Networks, можно заметить, как за 20-летний период увеличилось производство кинолент. И если в 2002 году было снято всего 182 сериала, а вот к концу 2022-го — целых 599.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из сериала «Карточный домик»
Кадр из сериала «Карточный домик»
КиноПоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Раньше проекты заказывали только телеканалы, но в игру ворвался Netflix, чей «Карточный домик» — первый оригинальный проект платформы — после двух сезонов заработал 100 миллионов долларов. Все дело в том, что зрители познакомились с новым способом просмотра сериалов, когда на сайте сразу размещают весь сезон, и зрителям не приходится ждать продолжения шоу каждую неделю. Так, у всех больших киностудий появились свои стриминговые платформы, которые начали конкурировать друг с другом за аудиторию.

Однако на столь масштабное производство проектов требуются сотрудники. У киностудий был огромный спрос на сценаристов, которые десятилетиями разрабатывали сюжеты для всеми нами любимых сериалов. В какой-то момент ресурсов просто переставало хватать, ведь начальство нередко перекидывало команды между проектами. В результате медленно, но верно качество контента стало падать, а доходы — снижаться. В целях экономии студии стали сокращать штат и закрывать убыточные шоу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Синди Чупак рассказала о том, как сейчас обстоят дела в Голливуде
Синди Чупак рассказала о том, как сейчас обстоят дела в Голливуде
Legion media

Двукратная победительница «Эмми» и одна из создательниц «Секса в большом городе» и «Американской семейки» Синди Чупак говорила: «Я скучаю по предсказуемости пилотного сезона». Все дело в том, что после выхода премьеры сценаристы могли планировать следующий год и спокойно прогнозировать объемы предстоящей работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что сейчас происходит на пикетах в Голливуде?

В начале мая сценаристы объявили забастовку. О подобном развитии событий ходили слухи еще в середине апреля. Гильдия сценаристов (WGA), которая представляет более 15000 компаний, пыталась договориться с Альянсом продюсеров кинофильмов и телевизионных продуктов (AMPTP) о новых условиях труда. Каждые три года между организациями подписывается новый контракт, который регулирует их взаимодействие. Однако в этот раз компаниям не удалось составить договор, условия которого устраивали бы всех. И после того, как срок действия предыдущего документа истек, сценаристы вышли на улицу. Кажется, никто всерьез не воспринимал их угрозы. Однако сейчас уже ясно, что намерения у тружеников киноиндустрии вполне серьезны. Так, мы несколько месяцев наблюдаем, как люди с плакатами ходят по главным улицам Лос-Анджелеса и требуют достойных условий труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джейсон Судейкис на забастовке сценаристов
Джейсон Судейкис на забастовке сценаристов
Legion media

Кажется, это событие не так сильно бы привлекло внимание общественности, если бы не тот факт, что 14 июля к забастовке сценаристов присоединились еще и актеры. Контракт их Гильдии с AMPTP истекал 13 июля, и SAG-AFTRA тоже не смогла договориться о выгодных условиях для своих подопечных. И эта организация (а по факту профсоюз) представляет 160000 актеров, и в этот список входят не только звезды первой величины, но и те, кто пока что не достиг высот — а таких, как вы понимаете, большинство.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«SAG-AFTRA вела переговоры добросовестно и стремилась достичь соглашения, в достаточной степени учитывающего потребности исполнителей, но реакция AMPTP на наиболее важные предложения профсоюза была оскорбительной и неуважительной по отношению к нашему огромному вкладу в эту отрасль. Компании отказались серьезно заниматься некоторыми темами, а по другим полностью обескуражили нас. Пока они не проведут переговоры добросовестно, мы не сможем приступить к заключению сделки», — заявила президент компании Фрэн Дрешер.

Фрэн Дрешер на забастовке актеров
Фрэн Дрешер на забастовке актеров
Legion media

Все участники Гильдии киноактеров должны приостановить съемки и участие в проектах. Они не имеют права появляться на съемочной площадке, а также участвовать в промокампаниях. Так, например, звезды «Оппенгеймера» специально перенесли премьеру на час раньше, чтобы все успели пройтись по красной дорожке. Потом началась забастовка — и многие покинули мероприятие.

Звезды фильма «Оппенгеймер» за час до начала забастовки актеров
Звезды фильма «Оппенгеймер» за час до начала забастовки актеров
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чего требуют сценаристы и актеры во время забастовки

Может показаться, что киноработники хотят слишком многого, а их запросы просто невыполнимы, однако это не так. Просто топ-менеджеры кинокомпаний не готовы делиться своими доходами. Так из-за чего же началась забастовка в Голливуде?

  • Актеры и сценаристы требуют увеличения базовой зарплатной ставки, а также увеличения процента доходов от стриминговых сервисов. Сценаристы заявляют, что за последнее десятилетие их зарплата упала. К тому же, они стараются добиться минимальных обязательств, желая, чтобы над проектом работали минимум шесть человек, а на его разработку уходило 13 недель.Также они хотят увеличить зарплату и отчисления на 5% — и эти требования студии отклонили в ходе переговоров. Актеры же просят дополнительно включить компенсацию за видео, которые они самостоятельно записывают для кастингов.
  • Другой угрозой для себя сценаристы и актеры видят искусственный интеллект. Первые боятся, что все проекты будут разрабатывать машины без координации со стороны живого человека, а вот со вторыми дела обстоят куда интереснее. Оказывается, многие студии нанимали актеров и сканировали их лица и тела, а сами оплачивали лишь один рабочий день — так они могли использовать «цифровые муляжи», чтобы создавать массовку. Конечно, такие идеи очень сильно напугали работников индустрии. Правда, Гильдия режиссеров Америки, которая в июне заключила новый контракт со студиями, добилась от компаний подтверждения, что ИИ не заменит реальных актеров.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Президент Disney Боб Айгер высказался о забастовке сценаристов и актеров
Президент Disney Боб Айгер высказался о забастовке сценаристов и актеров
Legion media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кажется, что требования вполне справедливы, однако есть те, кто с ними не согласен. Например, директор компании Disney Боб Айгер уже навлек на себя шквал критики. «Я понимаю желание любой профсоюзной организации работать от имени своих членов, чтобы получать максимальную компенсацию <...>. Нам как отрасли удалось заключить очень выгодную сделку с Гильдией режиссеров, отражающую ценность, которую директора вносят в этот бизнес. Мы хотели сделать то же самое со сценаристами и актерами. У них есть определенный уровень ожиданий, который просто нереалистичен», — заявил он. Также Айгер пожурил профсоюзы за то, что они объявили забастовку в самый неподходящий момент, когда Голливуд еще не успел оправиться от последствий ковида.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стратегия боссов до боли проста: взять сценаристов и актеров измором. Они надеются, что к осени у многих попросту закончатся деньги. Тогда волна пикетов пойдет на спад — и можно будет договориться на более выгодных для студий условиях.

Как забастовка сценаристов и актеров повлияет на Голливуд и киноиндустрию

По оценкам WGA, прекращение работы одних только сценаристов приводит к потере 30 миллионов долларов в день. Последняя их забастовка в 2007 году, которая длилась 100 дней, обошлась экономике Калифорнии примерно в 2,1 миллиарда долларов. В дополнение к остановке производства шоу, забастовки ограничат маркетинговые кампании в кино и на телевидении, поскольку актеры не будут продвигать какие-либо проекты, посещая премьеры, кинопремии и другие мероприятия. А вот актерам, участвующим в реалити-шоу, все еще разрешено работать, но они также могут ощущать давление, вынуждающее их присоединиться к забастовке в знак солидарности. Агентства по подбору талантов начали увольнять сотрудников, урезать зарплаты и отправлять их в отпуска, чтобы компенсировать расходы. А студии уже прекратили или сократили выплаты продюсерам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Marvel принялись пересматривать график премьер кинолент, которые входят в пятую и шестую кинофазы. Warner Bros., Discovery и Disney уже закрыли свои убыточные проекты. А студия Max (бывшая HBO) считает, что их контента хватит до середины 2024 года, и только потом будут понятны реальные последствия забастовки. Но и это не все: эксперты прогнозируют снижение роста аудитории на стриминговых платформах, ведь при отсутствии новых проектов зрителям нет смысла оформлять подписк. Профессор кинематографических искусств в Университете Южной Калифорнии Дж. Д. Коннор предполагает, что нас ждет ряд слияний, которые позволят компаниям выжить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Правда, даже в такой ситуации можно найти лазейку. Так, например, создателям сериалов «Дом Дракона» и «Дюна: Сестричество» повезло, так как в съемках принимают участие британские актеры. Они подчиняются другому законодательству, где прописаны строгие антизабастовочные санкции.

Пока что сложно спрогнозировать, как долго сценаристы и актеры будут бастовать, однако ясно одно — эпоха нескончаемых сериалов и фильмов подходит к логическому завершению. Вероятно, в скором времени мы будем довольствоваться «остатками», которые успели снять и смонтировать до всех событий. Надеемся, что к тому моменту, когда и такие «запасы» будут подходить к концу, профсоюзы смогут договориться с киностудиями о справедливых условиях труда.