Закат стандартов красоты — как они появились и почему они больше неважны
Ах, где те счастливые времена, когда бабушки волновались, что их внучки слишком худые и что эти кости никто замуж не возьмет?!
Боже, неужели еще лет пятьдесят назад в моде были здоровые упитанные женщины?
Честно говоря, моя бабушка сильно нервировала меня тем, что без устали пихала в меня котлеты и оладьи, а так как я всё не поправлялась, она по-доброму обзывала меня глистой.
Бабушка и сама была изящная — ну, по ее стандартам. У меня в семье все довольно худые. Не тощие, но стройные без усилий.
Но быть такой поджарой как я, видимо, считалось чем-то уже из ряда вон (эх, не ожидала моя бабушка, что в четырнадцать лет я мгновенно превращусь в знойную еврейскую девушку с пышными бедрами).
Еще бабушка страшно переживала, что я «дылда», хотя доросла я, на самом деле, всего до 170 см. Средний женский рост в наши дни. Но бабушка страдала.
И сейчас я думаю: спасибо бабушке, что худую и высокую девочку она считала чем-то аномальным. Это надолго уберегло меня от желания худеть и шастать на безбожно неудобных каблуках.
Но притом, что папа всегда считал меня самым красивым ребенком, притом, что бабушка пыталась меня раскормить, чтобы я стала посимпатичнее, «классические» женские стандарты красоты все же повлияли и на меня.
Даже если ты с детства думаешь, что ты самая прекрасная принцесса, в какой-то момент перед тобой широко распахиваются красивые такие двери — и ты входишь... даже нет, врываешься в мир женских комплексов.
Во-первых, в шестнадцать у меня случился гормональный взрыв — и я начала есть как Гаргантюа. «Бутерброд» выглядел как распиленный батон белого хлеба с колбасой, сыром и всяким там майонезом.
И я попробовала соблюдать диету. О диетах я, как потомственный язвенник, знала все. Но выбрала один из этих анти-научных вариантов, вроде «фруктовой» диеты или «кефирной» диеты. Я продержалась... часов пять. Никогда еще я не чувствовала себя такой несчастной — и поэтому больше ни разу в жизни к диетам не возвращалась.
Потом я обнаружила себя в эпицентре урагана сомнений — мне не нравился мой вес, не нравилась грудь, не нравился нос, глаза не нравились (я считала их серыми и маленькими — притом, что они у меня вполне синие и большие).
В какой-то момент ты понимаешь, что есть Тайное Женское Общество, которое продвигает идеи неприязни к себе — и все девочки старше двенадцати только и делают, что повторяют эти заклятья: «я толстая, я страшная, я никому не нравлюсь...»
Я даже не могу с уверенностью сказать, что виной тому плохой и злой глянец (как сейчас принято считать). Ну да, модели на обложках и в рекламах ничуть не похожи на тебя — и ты сходишь от этого с ума, потому что не можешь представить, как у них получается быть Вот Такими.
Но на самом деле зло кроется не в журналах, а в самих женщинах. Глянец лишь отвечает на их запросы. Вот появился в наши дни запрос на бодипозитив — и глянец моментально ухватился за тренд.
Нет. Зло — это мы сами. Девушки.
Проблема в том, что большинство девушек хочет быть Идеальными.
Во времена моей бабушки (1907 года рождения) все было проще: чтобы быть достойной невестой, ты должна была быть румяной, очаровательной, уметь готовить, шить, петь и танцевать (ну, последнее факультативно, но все таки желательно).
С конца 50-х появились новые стандарты: благодаря журналу «Плейбой» сексуальность превратилась в хороший тон, «приличные» девушки захотели быть секси, а полуобнаженное тело требовало стройности и спортивности. Будь проклята эта новая религия 80-х — аэробика; все эти крохотные шорты, гетры, майки-лифчики! Либо ты худая — либо сдохни в одиночестве с семью кошками.
Женщины хотели нравиться мужчинам, они хотели быть такими же горячими, как «зайчики» Плейбоя, и их новые идеалы, все эти модели и супермодели, были томными, тощими и такими популярными, какими раньше не были никогда.
Очевидно, что журналы просто вторят желаниям читателей — так это и работает, редко когда наоборот. Женщина мечтала быть изящной, как тростинка (эх, если бы этот текст был на английском, можно было бы написать Тростинка, как прозвище самой известной модели 60-70х Твигги), женщина хотела быть сексуальной (то есть одетой в минимум текстиля) — и вот издания начали формировать этот образ.
До 50-х все было очень просто — были «приличные» женщины (на которых женятся) и «гулящие», то есть, если честно, проститутки. Смысл был в том, чтобы одни ни в коем случае не были похожи на других.
А с 60-х вдруг так случилось, что эта самая «приличная» девушка захотела быть и элегантной, и сексуальной, и достойной, и неудержимой. Все смешалось, все запуталось. Женщины уже и сами точно не знали, как им жить — они разрывались на части, пытаясь быть всем сразу. Они конкурировали за мужчин с набравшей немыслимые обороты сексуальной индустрией — со всеми этими журналами «для взрослых», с порнографией, с эротическими видео, с голддигершами, на которых мужчины вдруг начали жениться, забыв о приличиях старых добрых времен.
Вот так сформировались «стандарты красоты», какими мы их знаем, и которые сейчас так много ругают.
Никто нам, женщинам, ничего не навязывает — все эти «стандарты» лишь отражение наших пожеланий.
Чего хочет современная девушка из 2018 года? Если судить по моде, то она хочет крепко стоять на ногах («кроссовки против каблуков») — причем, в прямом и переносном смысле, потому что эта женская одержимость «выйти замуж любой ценой», она уже не совсем о том, чтобы упасть на руки мужчине, который будет тебя обеспечивать.
Прелесть моды в том, что она куда быстрее нас умеет сформулировать наши желания и надежды. Настроения еще лишь витают в воздухе, мы еще их не успеваем осознать, как дизайнеры и аналитики моды уже классифицируют их и формируют в тренды.
Современная мода намекает нам, что мужчины любят нас вовсе не за то, как много голого тела мы им показываем (все эти многослойные и похожие на стиль бездомных ультра-модные наряды).
Сейчас очень популярны пиджаки (не обязательно сверх-безразмерные, как от Демны Гвасалии, но все равно это уже не приталенный женский жакет, а скорее, пиджак немного с мужского плеча) — и это означает, что такая одежда — для работающей женщины, которая из офиса идет на выставку или в гости, и у которой часто нет времени переодеться. И раз уж женщинам приходится с работы бежать на бал, то вот дизайнеры и сделали пиджак ультрамодной одеждой, в которой «и в пир, и в мир». Вспомните — еще лет пять назад ваши подруги, выйдя с работы, пытались убрать пиджак подальше, им советовали держать под рукой всякие аксессуары, чтобы быстро переделать «офисный» вид в «вечерний», а сейчас-то пиджак «в законе», вы можете хоть на танцы в нем идти — и будете стильной.
Женщины стали чуть полнее благодаря широким брюкам, свободным рубашкам, платьям без талии.
«Штаны-то прекрасные, но в них можно и разожраться!», — печально заметила несколько лет моя знакомая, когда я перешла от джинсов-скинни к свободным брюкам. Ага. Я и «разожралась». Набрала несколько кило и очень этим довольна. Они мне идут, эти килограммы.
Я тут разбирала гардероб — и поняла, что еще совсем недавно одежда нас стискивала (а мы и не замечали). Все футболки — в облипку, они врезаются в подмышки (как мы их носили?!), все джинсы — строго по фигуре, не съешь лишний кусок. Даже мой бойфренд заметил, что у него тоже майки какие-то тесные — и начала их менять на более свободные.
Если судить по моде, то женщина 2018 хочет иметь карьеру, хочет, чтобы ее уважали, хочет быть сексуальной — но не напоказ, а на самом деле (то есть, хочет распоряжаться своей сексуальной жизнь по собственному усмотрению), хочет в любых обстоятельствах чувствовать себя комфортно, хочет быть скорее ухоженной, чем красивой, хочет, чтобы ее мужчина был скорее партнером и другом, чем защитником и добытчиком.
Если даже вы так не думаете, то все равно уже живете именно такой жизнью. Спасибо моде, что помогает нам понять, кто мы на самом деле.
Прелесть современной жизни в том, что мы можем быть разными — одни могут оставаться секси, если желают, другие выбирают комфорт, третьи подчеркивают свой интеллект — и все это выглядит сейчас одинаково привлекательно и сексуально. Стандарты изменились — их, в общем-то, больше нет.
Женщины, ура, начинают понимать, что это не они следуют за желаниями мужчин, а мужчины следуют за женщинами — за такими, какие есть, потому что других не будет. Только женщины решают, что сейчас в моде, что в тренде, — и ни журналы, ни мужчины не способны на это повлиять.
Фото: Addition Elle/Splash News/Gallo images