Жизнь в Венеции: зачем ехать на Биеннале архитектуры и что там смотреть
Задумывались ли вы когда-нибудь о значении свободного пространства вокруг нас? Я, например, часто прибираюсь дома именно ради ощущения этой звенящей пустоты в середине комнаты.
Восхищение пустотой вообще свойственно многим — не только мне, жительнице Москвы 22 лет, но и знаменитым архитекторам со всего мира. Именно поэтому темой самой престижной архитектурной выставки Венецианской Биеннале архитектуры 2018 стало «Свободное пространство» (Free Space).
Удивительно, насколько по-разному поняли эту тему участники.
В павильоне Британии, например, вы увидите... ничего. Кураторы павильона Адам Карузо, Питер Сент-Джон (архитекторы бюро Caruso St John) и художник Маркус Тейлор решили буквально оставить пространство пустым. На протяжении всей Биеннале в незастроенном павильоне можно послушать диссертации выпускников архитектурных университетов и поучаствовать в дискуссиях, посвященных социологии и дизайну. Хочется уюта вместо голых стен? Поднимитесь на крышу, где можно выпить имбирный чай и насладиться видом садов Джардини.
Неудивительно, если на выходе из британского «Острова» у вас возникнет желание оказаться в гуще событий. В австралийском павильоне можно почувствовать себя в окружении, но не людей и явлений, а по крайней мере 10 000 диких растений. Понятно, почему кураторов так волнует вопрос экологии — с 1788 года в Австралии сохранился только один процент существовавших на момент колонизации полей.
Кстати, а вы снимаете квартиру или живете в своей? Если снимаете, то вашим фаворитом точно станет швейцарский павильон. Жители этой страны называют себя «нацией арендаторов», но все съемные квартиры там стандартизированы и безлики настолько, что куратор проекта Алессандро Боссхарда решил переосмыслить это. Не знаю, плакать или смеяться, но Алессандро видит жизнь на съемной квартире, как историю «Алисы в стране чудес». Чтобы попасть в одну комнату приходится сгибаться пополам, а в другую – допрыгнуть до ручки двери.
Так как Биеннале изначально была посвящена современному искусству, за ним стоит отправляться к архитекторам из Каталонии: они заполнили весь павильон 6000 линзами Френеля, создающими необычные оптические эффекты. Это сделано с целью разбудить ваше воображение. Курирующие павильон сотрудники бюро RCR, прошлогодние лауреаты Притцкеровской премии, комментируют свою задумку так: «Мы покажем вам мечту». Пожалуй, это лучшее место на Биеннале, чтобы отдохнуть от архитектуры и просто пофантазировать.
Российский павильон:
Конечно, в какой-то момент ноги сами приведут вас в российский павильон, где в этом году представлен проект о железных дорогах «Станция "Россия". Под руководством историка архитектуры Семена Михайловского наши соотечественники организовали пространство из 5ти залов:
В первом, «География свободного пространства», показывают видеоинсталляцию художника Ардена Вальда о системе российских железных дорог.
В пространстве «Проектное депо» находятся фотохроника, архивные макеты, кадры пассажиров с камер видеонаблюдения на вокзалах (почему-то все русские сразу начинают там искать свои изображения). Зависший над лестницей макет первого вокзала в Павловске от бюро «Литейная часть — 91» создает контраст с моделями новых проектов: высокоскоростной магистралью Москва — Казань от «Метрогипротранса» и железнодорожным вокзалом «Олимпийский парк» в Сочи от «Студии 44».
В «Зале ожидания будущего» — футуристический проект группы НЭР («Новый элемент расселения») 1960-х годов. А группы «Горожане/Citizenstudio» и Studio 911 предлагают свое решение по реконструкции столичной площади трех вокзалов в Москве. Очень много дат, названий, имен, срочно надо отвлечься? Не переживайте, все действие происходит на фоне граффити Анатолия Акуе, оно не позволит Вам заскучать.
Четвертый зал выглядит насмешкой над всеми нами, забывавшими телефоны, книги, рюкзаки и прочее на станциях или в вагонах! В «Крипте памяти», напоминающей камеру хранения на вокзале, память воплощена в инсталляции из потерянных вещей.
Стоит ли ехать на архитектурное Биеннале, если Вы не архитектор?
Многие архитекторы уже побывали на Биеннале, и может показаться, что людям, не знающим значений слов «пергола» или «мулюры», там делать нечего.
На самом деле, это не так.
Может быть, раньше вы не задумывались о том, как важна эстетика и практичность дизайна. Зачастую в городской суете нет времени даже поднять голову, чтобы заметить красивые орнаменты на стенах, тут же есть возможность погрузиться в красоту с головой, без спешки. А может, вам просто будет приятно подумать «о своем» в окружении искусства, на что часто не хватает времени дома? Но самой главной мотивацией служат люди! На этой концептуальной выставке можно познакомиться с блогерами, фотографами, журналистами, деятелями искусства и просто людьми с тягой к прекрасному. В конце концов, я верю, что выставка вдохновит вас сделать ремонт или просто добавить уюта в жизнь.
Немного об истоках
История Венецианской биеннале начинается в 1893 году, когда консулу Венеции Риккардо Сельватико пришла мысль основать выставку искусства. Уже в 1895 году Биеннале была учреждена как «Международная художественная выставка города Венеции» и представляла работы творцов из 16 стран. Название «Биеннале» (от итальянского biennale, «дважды в год») выставка получила позже в соответствии с регулярностью события.
К каждой Биеннале выбирается куратор — специалист в области искусства или влиятельный критик, который задает тему выставке и отвечает за всю концепцию события.
Ключевым моментом в истории Биеннале стали 1930-е годы, когда было решено проводить в Венеции фестивали театра, музыки и кино; город тогда был объявлен «зоной современного искусства», а выставка — главной площадкой авангарда.
Международная выставка архитектуры, которая на сегодняшний день считается самым авторитетным архитектурным шоу, появилась в рамках Биеннале одной из последних, лишь в 1980 году. Фестиваль танцев в Венеции существует с 1999 года.
Взгляд изнутри
Участвующие в Биеннале страны создают свои собственные павильоны или снимают выставочное пространство в Arsenale (бывшем индустриальном пространстве огромных размеров, ныне — месте проведения архитектурной выставки). За XX век были построены 29 павильонов разных стран, и с каждым годом все большее количество участников стремятся получить собственный уголок в рамках выставки.
Главным призом Биеннале современного искусства в Венеции является «Золотой лев», присуждаемый по окончанию выставки. Оценивает работы специальное жюри, определяемое президентом Венецианской биеннале Паоло Баратта совместно с командой кураторов.
Изучить работы архитекторов может любой желающий, выставки проходят каждые два года длительностью по 6 месяцев.
***
Интересные факты:
- На выставке были представлены работы таких художников, как Пабло Пикассо и Густав Климт. Она также помогла начать карьеру Генри Муру, который выиграл приз за скульптуру в 1948 году.
- В 1914 году в рамках проекта был построен и первый русский павильон авторства архитектора Алексея Щусева.
- Фестиваль кино в рамках Венецианской Биеннале был учрежден в 1932 году и был первым кинофестивалем в мире.
- Рем Колхас, куратор IX архитектурной выставки, предложил начать ее летом и растянуть на полгода, взяв таким образом танец, музыку, кино и театр «под крыло» архитектуры. До этого Биеннале проходила осенью.
- Участие России в Биеннале было отмечено всего два раза: в 2000 году Илье Уткину был присужден приз за архитектурную фотографию, в 2012 году был отмечен российский павильон «Сколково».
- Главным спонсором российского павильона в 2018 году стал ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), а вот Министерство культуры на 16-ой Биеннале от материальной поддержки воздержалось.