Жизнь в Венеции: зачем ехать на Биеннале архитектуры и что там смотреть

В ключевых точках на карте Венецианской архитектурной биеннале–2018 и в том, стоит ли вообще ее посещать, если вы не архитектор, разобралась Анна Чичелева.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задумывались ли вы когда-нибудь о значении свободного пространства вокруг нас? Я, например, часто прибираюсь дома именно ради ощущения этой звенящей пустоты в середине комнаты.

Восхищение пустотой вообще свойственно многим — не только мне, жительнице Москвы 22 лет, но и знаменитым архитекторам со всего мира. Именно поэтому темой самой престижной архитектурной выставки Венецианской Биеннале архитектуры 2018 стало «Свободное пространство» (Free Space).

Удивительно, насколько по-разному поняли эту тему участники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В павильоне Британии, например, вы увидите... ничего. Кураторы павильона Адам Карузо, Питер Сент-Джон (архитекторы бюро Caruso St John) и художник Маркус Тейлор решили буквально оставить пространство пустым. На протяжении всей Биеннале в незастроенном павильоне можно послушать диссертации выпускников архитектурных университетов и поучаствовать в дискуссиях, посвященных социологии и дизайну. Хочется уюта вместо голых стен? Поднимитесь на крышу, где можно выпить имбирный чай и насладиться видом садов Джардини.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудивительно, если на выходе из британского «Острова» у вас возникнет желание оказаться в гуще событий. В австралийском павильоне можно почувствовать себя в окружении, но не людей и явлений, а по крайней мере 10 000 диких растений. Понятно, почему кураторов так волнует вопрос экологии — с 1788 года в Австралии сохранился только один процент существовавших на момент колонизации полей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, а вы снимаете квартиру или живете в своей? Если снимаете, то вашим фаворитом точно станет швейцарский павильон. Жители этой страны называют себя «нацией арендаторов», но все съемные квартиры там стандартизированы и безлики настолько, что куратор проекта Алессандро Боссхарда решил переосмыслить это. Не знаю, плакать или смеяться, но Алессандро видит жизнь на съемной квартире, как историю «Алисы в стране чудес». Чтобы попасть в одну комнату приходится сгибаться пополам, а в другую – допрыгнуть до ручки двери.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так как Биеннале изначально была посвящена современному искусству, за ним стоит отправляться к архитекторам из Каталонии: они заполнили весь павильон 6000 линзами Френеля, создающими необычные оптические эффекты. Это сделано с целью разбудить ваше воображение. Курирующие павильон сотрудники бюро RCR, прошлогодние лауреаты Притцкеровской премии, комментируют свою задумку так: «Мы покажем вам мечту». Пожалуй, это лучшее место на Биеннале, чтобы отдохнуть от архитектуры и просто пофантазировать.

Российский павильон:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, в какой-то момент ноги сами приведут вас в российский павильон, где в этом году представлен проект о железных дорогах «Станция "Россия". Под руководством историка архитектуры Семена Михайловского наши соотечественники организовали пространство из 5ти залов:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В первом, «География свободного пространства», показывают видеоинсталляцию художника Ардена Вальда о системе российских железных дорог.

В пространстве «Проектное депо» находятся фотохроника, архивные макеты, кадры пассажиров с камер видеонаблюдения на вокзалах (почему-то все русские сразу начинают там искать свои изображения). Зависший над лестницей макет первого вокзала в Павловске от бюро «Литейная часть — 91» создает контраст с моделями новых проектов: высокоскоростной магистралью Москва — Казань от «Метрогипротранса» и железнодорожным вокзалом «Олимпийский парк» в Сочи от «Студии 44».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В «Зале ожидания будущего» — футуристический проект группы НЭР («Новый элемент расселения») 1960-х годов. А группы «Горожане/Citizenstudio» и Studio 911 предлагают свое решение по реконструкции столичной площади трех вокзалов в Москве. Очень много дат, названий, имен, срочно надо отвлечься? Не переживайте, все действие происходит на фоне граффити Анатолия Акуе, оно не позволит Вам заскучать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Четвертый зал выглядит насмешкой над всеми нами, забывавшими телефоны, книги, рюкзаки и прочее на станциях или в вагонах! В «Крипте памяти», напоминающей камеру хранения на вокзале, память воплощена в инсталляции из потерянных вещей.

Стоит ли ехать на архитектурное Биеннале, если Вы не архитектор?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие архитекторы уже побывали на Биеннале, и может показаться, что людям, не знающим значений слов «пергола» или «мулюры», там делать нечего.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На самом деле, это не так.

Может быть, раньше вы не задумывались о том, как важна эстетика и практичность дизайна. Зачастую в городской суете нет времени даже поднять голову, чтобы заметить красивые орнаменты на стенах, тут же есть возможность погрузиться в красоту с головой, без спешки. А может, вам просто будет приятно подумать «о своем» в окружении искусства, на что часто не хватает времени дома? Но самой главной мотивацией служат люди! На этой концептуальной выставке можно познакомиться с блогерами, фотографами, журналистами, деятелями искусства и просто людьми с тягой к прекрасному. В конце концов, я верю, что выставка вдохновит вас сделать ремонт или просто добавить уюта в жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Немного об истоках

История Венецианской биеннале начинается в 1893 году, когда консулу Венеции Риккардо Сельватико пришла мысль основать выставку искусства. Уже в 1895 году Биеннале была учреждена как «Международная художественная выставка города Венеции» и представляла работы творцов из 16 стран. Название «Биеннале» (от итальянского biennale, «дважды в год») выставка получила позже в соответствии с регулярностью события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К каждой Биеннале выбирается куратор — специалист в области искусства или влиятельный критик, который задает тему выставке и отвечает за всю концепцию события.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ключевым моментом в истории Биеннале стали 1930-е годы, когда было решено проводить в Венеции фестивали театра, музыки и кино; город тогда был объявлен «зоной современного искусства», а выставка — главной площадкой авангарда.

Международная выставка архитектуры, которая на сегодняшний день считается самым авторитетным архитектурным шоу, появилась в рамках Биеннале одной из последних, лишь в 1980 году. Фестиваль танцев в Венеции существует с 1999 года.

Взгляд изнутри

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участвующие в Биеннале страны создают свои собственные павильоны или снимают выставочное пространство в Arsenale (бывшем индустриальном пространстве огромных размеров, ныне — месте проведения архитектурной выставки). За XX век были построены 29 павильонов разных стран, и с каждым годом все большее количество участников стремятся получить собственный уголок в рамках выставки.

Главным призом Биеннале современного искусства в Венеции является «Золотой лев», присуждаемый по окончанию выставки. Оценивает работы специальное жюри, определяемое президентом Венецианской биеннале Паоло Баратта совместно с командой кураторов.

Изучить работы архитекторов может любой желающий, выставки проходят каждые два года длительностью по 6 месяцев.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

***

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересные факты:

  • На выставке были представлены работы таких художников, как Пабло Пикассо и Густав Климт. Она также помогла начать карьеру Генри Муру, который выиграл приз за скульптуру в 1948 году.
  • В 1914 году в рамках проекта был построен и первый русский павильон авторства архитектора Алексея Щусева.
  • Фестиваль кино в рамках Венецианской Биеннале был учрежден в 1932 году и был первым кинофестивалем в мире.
  • Рем Колхас, куратор IX архитектурной выставки, предложил начать ее летом и растянуть на полгода, взяв таким образом танец, музыку, кино и театр «под крыло» архитектуры. До этого Биеннале проходила осенью.
  • Участие России в Биеннале было отмечено всего два раза: в 2000 году Илье Уткину был присужден приз за архитектурную фотографию, в 2012 году был отмечен российский павильон «Сколково».
  • Главным спонсором российского павильона в 2018 году стал ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), а вот Министерство культуры на 16-ой Биеннале от материальной поддержки воздержалось.