Надежда Оболенцева о силе мнения

Соосновательница интеллектуального клуба «418», обо всем имеет свое мнение, но и к чужому прислушивается
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С определенного момента я стала взахлеб поглощать все культурное: фильмы, спектакли, выставки, книги. Когда оказываешься в этом океане информации, легко захлебнуться, утонуть – как минимум попасть в шторм. Тогда я решила отучиться на факультете истории искусств в МГУ, чтобы была какая-то система, и это, безусловно, помогло. Но ограничиться лишь этим не получается, нужно держать нос по ветру, все время выходя из зоны комфорта. Как выжить в таких условиях? Как не потерять интерес? Как отличить актуальное от пародии? Как в то же время сохранить свой вкус и мнение? Попробуем разобраться, хотя однозначного ответа тут быть не может.
В каждой сфере есть авторитетные люди, чьи мнения стоит изучить перед походом в театр или кино. Но ваши точки зрения могут не совпадать, при этом будет от чего отталкиваться в своих мыслях. Я люблю узнавать только про автора постановки, про его предыдущие работы, а критику читать после, чтобы не смазать собственное впечатление. Например, в Instagram (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) нашего клуба «418» есть рубрика #клуб418рекомендует, там свои рекомендации дают Андрей Плахов, Антон Долин, Стас Тыркин, Марина Давыдова, Елена Ковальская, Татьяна Якимова, Роман Должанский, Вадим Гаевский. Когда вы собираетесь на спектакль, надо понимать, куда вы идете, чтобы не разочароваться, – на классику или на авангардную постановку. Если это концерт, то тоже стоит уточнить, какая музыка будет звучать. В общем, сначала надо все узнать, а уже после «закрепить», тогда многочисленные и модные сегодня визиты в театры, музеи и на концерты станут похожи на самообразование, расширение кругозора, а не на калейдоскоп светских событий. Когда вы в курсе, кто тот или иной художник, то в силах представить, чего ожидать или хотя бы в каком направлении может пойти беседа, удачно или неудачно в сравнении с его предыдущими работам. Плюс важно понимать, что вкус идет рука об руку с насмотренностью и начитанностью. Вам вряд ли понравится «Черный квадрат», если вы не знаете, почему, когда и по какой причине возникло данное явление в мировом искусстве. Это работа над собой, поэтому призываю вас перебороть ритм Москвы, стрессы, каждодневные дела и лень.
Со временем все становится намного приятнее и гораздо интереснее – начинаешь читать между строк, можешь себе позволить сопоставление и анализ. Тогда не будет «оскорбленных чувств» или вопросов вроде «почему режиссер отошел от текста?» или «почему актеры обнажены?». Это искусство, а оно всегда впереди, и надо прикладывать усилия, чтобы успевать, а не оставаться в прошлом веке, чтобы иметь свободу отдаться путешествию, в которое вас приглашает автор, а понравится или нет – уже другой вопрос, и вы имеете на это свое зрительское право.
Не всегда творец хочет добиться от нас, зрителей, конкретной реакции. Каждый выносит что-то свое, и увиденное, услышанное не может нас всех одинаково поразить – это зависит от того, насколько глубоко мы готовы «пустить» художника.
А для понимания искусства (не важно, какого оно вида, – театр, кино или перформанс) советую посмотреть фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Помимо вышеупомянутых насмотренности и начитанности, конечно, важно доверять собственной интуиции. Аргумент «нравится» или «не нравится» вам лично – непоколебим, да и вкусовщину никто не отменял.
Не стоит забывать и про уважение друг к другу (зритель – режиссер/автор/исполнитель). Недавно я пошла второй раз на спектакль «Тартюф» Филиппа Григорьяна в Электротеатр Станиславский, который мне понравился. Я привела подруг, и мы были абсолютно поглощены тем, что происходило на сцене, прекрасной Еленой Морозовой и текстом Мольера, но в какой-то момент, прямо во время спектакля, молодой человек из зала кинул билеты на сцену и демонстративно направился к выходу, таща за собой девушку (отмечу, они были единственные, кто ушел, что тоже важно). Я не перестаю думать, как можно не дотерпеть до антракта и подобным образом демонстрировать свое отношение к труду, потраченным силам, в конце концов, к другому зрителю.
Резюме: если вы куда-то планируете пойти, сначала все об этом прочтите – может, вам туда и не надо. Сбережете время, деньги, нервы свои и других, никого не обидите и не прослывете хамом.