Наследие великих художников в весенне-летних коллекциях 2014
Конечно, эти два мира – моды и искусства – всегда существовали параллельно и время от времени модельеры обращались к художественным полотнам за вдохновением, однако этот сезон стал особенно «живописным».
Началось все с единичных арт-цитат американских дизайнеров и задорных «комиксов» на платьях испанской марки Desigual – и те и другие покорили критиков Нью-Йоркской недели моды. Затем последовал Лондон, где герои дня во главе с Giles продвигали искусство в массы...
Ну а когда такие мастодонты, как Миучча Прада и Карл Лагерфельд, устроили на своих показах настоящий вернисаж, стало понятно: арт претендует на место ведущего тренда сезона. Так, на показе Prada в Милане стены украшали работы современных уличных художников, эти принты в различных вариациях были повторены на платьях и сумках. Карл Лагерфельд и вовсе превратил Гран-Пале в музейный зал, где модели прогуливались среди экспонатов общемирового значения. Да и сама коллекция состояла из сплошных шедевров, правда, из ткани. Искусство проникло всюду!
На показе Céline мы увидели вещи, будто разрисованные широкими малярными кистями, и не только: даже лица моделей на шоу напоминали картины. Акварельно-карандашные блоки у Kenzo – эти принты на ткани вообще походили на рисунки от руки. Сюда стоит добавить арт-объекты из коллекций Dior и Antonio Marras. Даже Max Mara и Sportmax, которые не стремятся быть частью мейнстрима, высказались на эту тему. В общем, перечислять всех приверженцев тренда можно бесконечно. Но лучше попробуем выяснить, чем вызван такой ажиотаж?
Критики уверены: настало то самое время, когда искусство и мода, всегда идущие параллельно, вновь пересеклись в одной точке – вот и вся геометрия. Этот союз зародился еще в начале XX века, когда художники, архитекторы и другие «боевые единицы» вступили в область промышленного дизайна. Масштаб личностей того периода, работавших в индустрии моды, поражает воображение. Густав Климт, например, делал принты и зарисовки для моделей одежды, Эльза Скиапарелли работала с Сальвадором Дали, старался приобщить художников к миру моды и Поль Пуаре. Но истинное искусство, как известно, не терпит коммерции. И в какой-то момент арт в чистом виде победил все. И тут пальму первенства стоит отдать Кристиану Диору, который перерабатывал полотна экспрессионистов в невероятные платья, до сих пор бережно хранимые в музеях костюма!
Новый виток пришелся на 60-е годы, когда Ив Сен-Лоран перенес полотно Пита Мондриана на платье, чем произвел настоящий фурор. По сути, любимый прием всех дизайнеров, называющийся на западе color blocking (сочетание различных цветовых блоков в одной вещи), родился именно с легкой подачи модельера, который еще не раз обращался к искусству, интерпретируя в ткани полотна Ван Гога и Клода Моне. Легко представить реакцию современников, если и сегодня эти вещи производят сильное впечатление!
Думаете, творческие эксперименты на этом закончились? Вовсе нет! Достаточно вспомнить коллекции Эмануэля Унгаро, вдохновленные знаменитой серией цветов Энди Уорхола, – каждый вариант был воспринят критиками на ура! За ним по протоптанной дорожке потянулись и другие – всем хотелось приобщить себя к вечному! Прошлой весной мы могли наблюдать очередной всплеск интереса в коллекциях Jil Sander, Etro, Rodarte, Christopher Kane, Bottega Veneta и многих других...
И вот в этом сезоне арт заявил о себе во весь голос! Дизайнеры уже не ограничиваются простым переносом картин на ткани, теперь они свободно цитируют творения великих мастеров в том контексте, который придумывают сами. Мода вышла на первый план и стала диктовать свои правила. Видимо, маячащая на горизонте угроза экономического кризиса заставляет дизайнеров превращать наряды в предмет коллекционирования. Может, в погоне за коммерческим успехом они делают красивую попытку придать своим творениям не преходящую, меняющуюся каждый сезон, а вечную ценность? Кому не захочется иметь в шкафу собственную копию мирового шедевра, к тому же выполненную не менее гениально?
Как бы там ни было, со временем все забудут, почему дизайнеры-современники перерабатывали искусство в промышленных масштабах, а невероятно прекрасные вещи из их коллекций навсегда останутся в истории моды. А разве это не главное?
ФОТО: IMAXTREE; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ