Маша Мацель рассказала Grazia, как ноги ее героини из «Черного облака» стали мемом, и о съемках с Филиппом Янковским
GRAZIA: Маша, как ты оказалась в кино? Ты ведь начала сниматься задолго до учебы во ВГИКе.
Мария Мацель: В детстве я занималась в театральной студии в Минске. Все кастинг-директора знали нашего педагога – актера Александра Абрамовича и обращались к нему, если нужны были дети. Помню, как я ходила на «Беларусьфильм» и меня никуда не брали. А потом утвердили в какой-то сериал про полицию и разборки, я играла дочку главного героя.
GRAZIA: Какие остались воспоминания от первых съемок?
М. М.: Все были очень взрослые, много матерились и бесконечно курили. Но воспоминания все равно приятные. Меня отпрашивали на съемки из школы, я зарабатывала свои первые деньги, ездила даже в экспедицию в маленький город. И еще, наверное, благодаря этому опыту я не боюсь камеры.
GRAZIA: Ты когда-нибудь пересматривала эти работы?
М. М.: Конечно. Как-то на мой день рождения друзья смонтировали видеонарезку из этих ролей. И стыдно, и смешно.
GRAZIA: Сериал «Перевал Дятлова», после которого тебя узнал зритель, случился уже во ВГИКе?
М. М.: Да, в «Дятлова» меня утвердили летом после окончания первого курса, а осенью начались съемки.
GRAZIA: Ты слышала про этот поход прежде?
М. М.: Очень поверхностно. Родители, конечно, больше знали об этой истории, но вообще она пришлась на молодость моей бабушки.
GRAZIA: Все отмечают, насколько достоверно вы все выглядите, твоя Зина Колмогорова – прямо героиня из тех времен, такое редко бывает.
М. М.: Мы очень долго были в экспедиции. Жили друг с другом целый месяц, где особо не было интернета и других развлечений. Только и делали, что обсуждали, как и что будем снимать. Мальчики читали много расследований на эту тему, переживали, ругались, говорили, что что-то неправдоподобно, надо переписывать какие-то сцены. Все были заинтересованы в том, чтобы получилось классно. Но и, конечно, сработало все: камера Глеба Филатова, Паша Костомаров, который нас направлял, атмосфера, костюмы.
GRAZIA: У вас было много натурных съемок в суровых условиях...
М. М.: Холодно было практически все время. А в павильоне – жарко, потому что там мы находились в зимней одежде. Последнюю серию мы снимали ночью на горнолыжном склоне. Было влажно и дул сильный ветер, мы жутко продрогли, а нам приходилось бегать без курток, конечно, в термобелье и с горелками вокруг, но это мало помогало. В последние смены все уже очень устали и думали: «Когда это закончится? Уже просто невозможно!» Но это в моменте. Потом приезжаешь домой, высыпаешься, отдыхаешь. Через неделю без работы уже готова в любой холод и любую жару.
GRAZIA: Что-то еще физически пришлось преодолевать?
М. М.: На лыжах учились ездить – не обычных беговых, а досках с брезентовыми креплениями. Нужно было, чтобы все выглядело правдоподобно, как будто мы умеем на таких ходить. Мучались с ними постоянно.
GRAZIA: Маша, а когда ты получаешь приглашение на пробы, что у тебя в приоритете: имя режиссера или сценарий?
М. М.: Все в совокупности. Бывает, мне не очень нравится сценарий, но имя режиссера решает: возможно, у него свой взгляд на эту историю и он меня переубедит. А иногда я вижу хороший сценарий, но у режиссера какой-то странный список работ. Тоже, естественно, иду, чтобы познакомиться. Смотрю, кто продюсеры, какая платформа – обращаю внимание на все. В общем, стараюсь на пробы всегда ходить, потому что личное знакомство проливает свет на безжизненные буковки.
GRAZIA: А было такое, тебя утвердили, а ты потом передумала?
М. М.: Не то что передумывала, просто после знакомства понимала, что это не мой режиссер и не моя история.
GRAZIA: Как ты попала в «Черное облако»?
М. М.: Мне прислали сценарий, и он мне очень понравился. Я пришла к Карену (Оганесян – режиссер фильма. Прим. Grazia), и он сказал: «Через две недели пробы. Готовься». Я уехала отдыхать, думала, подготовлюсь так, что будет пушка. Учила текст, разбирала сценарий, а когда пришла на пробы сильно разволновалась. Не знаю, как меня утвердили, потому что я даже не помню, что играла на этих пробах. У меня тогда волосы розовые были, может, это поспособствовало. (Смеется.)
GRAZIA: Твой персонаж Оля – девочка-скандал. Как ты выстраивала образ, героиня чем-то тебе близка?
М. М.: Когда я начала вчитываться, думать о ней, плюс на меня надели костюм и сделали макияж, то поняла, что в ее жизни нет любви, а она очень ее хочет, как и все мы. Но выражаем мы чувства по-разному: если я скорее подойду к человеку и попрошу меня обнять, она может ударить или сказать неприятное. Таким образом она пытается привлечь внимание и заслужить любовь окружающих. Для меня Оля – мой внутренний подросток, который хочет бунтовать и ругаться со всеми, но я им никогда не была.
GRAZIA: Олю все бесят. У тебя бывает такое и как ты с этим справляешься?
М. М.: Когда бывает ПМС. Я всегда забываю об этом, начинаю раздражаться, потом раздражаться на то, что раздражаюсь. Смотрю в календарь и понимаю: «А-а-а, все ок, это гормоны». Вообще мне нужно позволять себе ругаться, просто предупреждать окружающих, что у меня минутка гнева. Я в себе все коплю, а хотела бы иногда освобождаться от негативных эмоций.
GRAZIA: К психологу ты ходишь, как твоя героиня?
М. М.: Да, но он не такой, как персонаж Филиппа Янковского. (Смеется.)
GRAZIA: Маша, все кинокритики отметили огромное количество сцен с твоими ногами, которые уже стали мемом. Это режиссерская находка?
М. М.: Во время съемок мы этого вообще не обсуждали! У меня были костюмы с колготками, юбками и шортами, и локация – кабинет, в котором нужно было как-то по-разному сидеть, чтобы это не выглядело скучно. Я говорила Карену: «Давай, я так сяду», или он менял мне позу. По сюжету не совсем понятно, Оля соблазняет психолога или прикалывается над ним: из-за этого я ноги разбрасывала по всей комнате. (Смеется.)
GRAZIA: А кто придумал макияж для твоей героини? У тебя там очень крутые стрелки.
М. М.: Образ мы придумывали вместе с гримерами. Это было типа: «Ну что мы сегодня делаем?» Иногда я говорила: «Давайте сегодня просто черные, чтобы не отвлекаться», а в другой раз: «А может, придумаем что-нибудь интересное?» Или девочки выдумывали что-то необычное. Мой любимый образ Оли в первой серии, где у нее шиммерные тени, которые переливаются.
GRAZIA: Красишься ли ты в жизни?
М. М.: Практически нет, только на премьеры, и то очень сдержанно: я бесконечно трогаю лицо, и мне хочется, чтобы оно было чистое. Иногда на мероприятия собираюсь сама – я хорошо умею краситься: в школе смотрела много обучающих видео. Но в основном меня готовит Эрнест Мунтаниоль, визажист Chanel, – и это самый лучший вариант, который может быть.
GRAZIA: Маша, расскажи, как вы снимали заставку, где вы все открываете рот?
М. М.: В сериале я много раз открываю рот, научилась это делать, в какой-то момент это даже перестало быть странным. В первый раз ты не понимаешь, как это должно выглядеть: нужно ли показывать зубы или язык, а глаза закрывать? Потом я приноровилась: на съемках постера стояла с открытым ртом часа два. (Смеется.)
GRAZIA: У твоей героини очень красивый образ, удалось взять какие-то вещи?
М. М.: Мы закончили съемки 30 декабря, немного сумбурно получилось. Там были клевые шмотки, но я ничего себе не успела забрать. Но иногда я скучаю по тем белым казакам.
GRAZIA: Такой жанр, как у «Черного облака», тебе нравится?
М. М.: Я фанат детективов, триллеров, где все время голова работает. Есть немецкий сериал «Тьма» – эталон сочетания драмы, мистики, нон-фикшена. В «Черном облаке» есть то, чего нет в российских сериалах: тебя изначально запутывают, не дают понять, что это – детектив, мистика или полицейская комедия с черным юмором. Когда я читала сценарий первых серий, не могла разобраться, что происходит: вроде людей убивают, а все шутят. По мере развития сюжета слои снимаются – и ты видишь, что это многоуровневая драма об отношениях людей.
GRAZIA: Как ты работала с Филиппом Янковским?
М. М.: У нас были классные пробы, и на площадке Филипп много предлагал и придумывал. Мне со всеми на самом деле было комфортно работать.
GRAZIA: Совсем скоро выходит фильм «Отпуск в октябре» Романа Михайлова, расскажи про этот проект.
М. М.: История про двух подруг-актрис, которых приглашают сниматься в Болливуд, а привозят в Петрозаводск. Моя героиня пытается понять, что происходит, а все вокруг выглядит очень-очень странно.
GRAZIA: И речь совсем не про Болливуд?
М. М.: Рома всегда про многослойность. Сюжет в его фильмах, рассказах, спектаклях – это самое поверхностное, что есть. Картину, наверное, можно сравнить с Линчем – драма, которая медленно развивается и поначалу кажется, что это веселое роудмуви. Рома на жизнь смотрит через призму метафизического ощущения, она у него будто сон. И этот сон всегда добрый.
GRAZIA: У тебя на подходе еще один фильм – «Летом асфальт теплый», который сняла Ирина Басс.
М. М.: Да, драма про отношения мамы и дочки, роман взросления. Я снялась в тизере еще три года назад – на первом курсе. Потом фильм долго не получал финан- сирования, и все это время сценарий видоизменялся. Я уже не думала, что буду сниматься, но Ира написала мне, что больше никого не видит в этой роли. Для меня это судьбоносная история. В картину меня порекомендовал мой мастер Игорь Ясулович, а когда мы показывали фильм на фестивале «Короче», его не стало. Как будто это его наследие.
GRAZIA: Женщина-режиссер и мужчина-режиссер сильно отличаются?
М. М.: Женщины более бережные, чуткие, по крайней мере, те, с которыми мне приходилось работать. Но с мужчинами в каком-то смысле проще, они прямолинейные, говорят, что думают. Но очевидно, что хороший режиссер не зависит от гендера.
GRAZIA: Картина посвящена взаимоотношениям с родителями. А ты близка со своими? Советуешься ли ты с ними?
М. М.: Мне повезло – мои родители всегда меня поддерживают: я все им рассказываю, делюсь. И всегда рады моим успехам. Могу с ними советоваться, но не в плане работы, а как себя вести в той или иной ситуации, как правильно выстраивать границы с людьми.
GRAZIA: Маша, а тебя сильно задевает критика со стороны?
М. М.: Бывает, что я слышу или читаю нелестные слова в свой адрес. Пока не очень понимаю, насколько серьезно к этому отношусь. Иногда просто смеюсь, а бывает, что задумываюсь. Но я стараюсь не читать и бью себя по рукам, чтобы не открывать комментарии в соцсетях: ничего интересного там нет. А на неприятные реплики я просто не отвечаю.
GRAZIA: Маша, давай про музыку поговорим. Знаю, что ты поешь. Это хобби или серьезное увлечение, которому ты намерена дать какое-то развитие?
М. М.: Я с детства занимаюсь вокалом. Это не хобби, а скорее моя миссия. Кино, например, как миссию я не воспринимаю – это то, от чего я могу получить энергию. То есть кино меня очень вдохновляет, когда я работаю, знакомлюсь с интересными людьми, пробую что-то новое. А музыка это про то, чтобы отдавать другим людям. Надеюсь, будущей весной выпустить первый альбом.
GRAZIA: Расскажи о нем.
М. М.: Это история про взросление... не знаю... это, полу- чается, моя сквозная тема. И в кино, и в музыке. Альбом будет называться Grata. Пусть значение этого слова пока останется загадкой. Обещаю, она потом раскроется.
GRAZIA: Легко ли тебе писать стихи?
М. М.: По-разному. Обычно это случайно происходит, я вдруг что-то увижу, услышу или мне сон какой-то приснится. Или, например, сначала музыка появляется, а потом уже стихи. Если я заставляю себя что-то написать, у меня ничего не получается. Могу, конечно, сочинить стихотворение на тему – я так в школе делала: писала на праздники, на свадьбы и дни рождения.
GRAZIA: Как долго ты работала над альбомом?
М. М.: С момента, когда был записан первый трек, прошел год. В альбом войдут семь или восемь песен. Сначала это были отдельные композиции, которые только недавно собрались в общую картину.
GRAZIA: Ты играешь на каком-нибудь инструменте?
М. М.: На фортепиано и гитаре, но непрофессионально. Мой инструмент – голос.
GRAZIA: Какая она, твоя музыка?
М. М.: Представь ощущение, что ты слушаешь сборник романсов конца XIX – середины XX века. Самое точное описание для меня – это сборник стихотворений на музыку. Мне важно, чтобы текст был слышен и понятен.
GRAZIA: Ты как-то написала пост, что тебе нравятся маленькие радости и большая грусть. Что ты имела в виду?
М. М.: Эта фраза была сказана в контексте того, что вообще в мире происходит, что маленькие радости – это единственное, чем мы можем сейчас спасаться, потому что, если глобально задуматься о ситуации, можно сойти с ума.
GRAZIA: А что для тебя эти маленькие радости?
М. М.: Еда, хорошая музыка, путешествия. Или просто сидеть дома.
GRAZIA: Неужели ты домосед?
М. М.: Нет, но тусовки не люблю – для меня немного бессмысленное времяпрепровождение. Мне нравится встречаться с людьми наедине. Я вообще сейчас все время думаю о том, что надо больше времени и внимания уделять людям, которые тебе дороги. Не поверхностно, типа «Привет-привет, как дела? Ну классно, пока». Думаю, если каждый человек просто будет заботиться о тех, кто с ним рядом, мир станет лучше.
GRAZIA: Маша, у тебя уже 18 проектов. Скажем, лет пять назад ты думала, что их будет столько и что по всей Москве будут висеть постеры с тобой?
М. М.: Точно не представляла и не мечтала, как буду ходить по красной дорожке или получать какую-то награду. Мне просто всегда хотелось рассказывать интересные истории и работать с профессионалами. Не знаю, везение это или что? Я не жалею ни об одном проекте, в котором снялась, потому что каждый помог мне найти удивительных людей и многое понять про себя и про этот мир.
GRAZIA: Расскажи, что у тебя сейчас в производстве?
М. М.: Летом снялась у Славы Росса в полном метре. Это авторское кино, фильм называется «Доги». Он про девушку, которая играет собаку. Еще Рома Михайлов пригласил меня в новый фильм. Работа есть, и она мне нравится. Мне кажется, это самое важное.
GRAZIA: А что у тебя с театром? Кроме БДТ и Театра Наций, ты где-то играешь?
М. М.: Зимой буду репетировать новый спектакль, пока не могу говорить о нем – в конце февраля состоится премьера.
Фотограф: Ксения Ващенко. Идея и стиль: Алиса Жидкова. Интервью: Екатерина Сахарова. Макияж: Анастасия Кириллова @Pupa. Волосы: Маргарита Ханукаева. Маникюр: Лидия Данченко @Белый Сад. Ассистент фотографа: Олег Коханюк. Ассистенты стилиста: Екатерина Лазаренко, Диана Хаитваева. Видео: Анастасия Калюжная. Бьюти-директор: Анастасия Ежова. Продюсер: Яна Савина