7 неожиданных фактов о сериале «Зулейха открывает глаза»
О любовной линии
«Для сериала, конечно, очень важна была мелодраматическая линия. Поэтому историю любви татарской крестьянки Зулейхи и русского красноармейца Ивана Игнатова в сценарии основательно усилили, более того, составили крепкий любовный треугольник, которого не было в книге: несколько эпизодических женских образов сплавили в один – и получилась Настасья Котельникова, доброволец и соратник Игнатова, в блестящем исполнении Юлии Пересильд. Можно сказать, третья главная роль проекта. Этот треугольник формируется уже в первой серии и развивается до конца истории».
Об отличиях книги и фильма
«В целом сюжет фильма очень близок к книге, многие диалоги и решения сцен перекочевали из романного текста в сценарий. Для наращивания драматического "мяса" авторы сценария придумали предыстории героев второго плана, этих подсюжетов не было в книге – и они на совести сценаристов, конечно. Несовпадений вообще было много, от операторских решений до выбора некоторых актеров. Что уж говорить, даже если в диалоге меняли одно слово или просто переставляли слова – и то резало слух. Но разве это так уж важно? Главное, что фильм состоялся – не просто как унылая дословная экранизация, а как самостоятельное творческое высказывание. В нем чувствуется неравнодушие – и режиссера, и оператора, и актеров. Это очень ценно».
О съемках
«Режиссер сериала придумал много интересных и дорогих решений, которые обычно позволяет себе только большое кино. К примеру, рассказать легенду о птице Симург в виде анимации (это только звучит странно, а сделано с большим вкусом). Или пригласить для создания картины на снегу художника по снегу из Великобритании. Или выстроить на высоком берегу Камы целый ссыльный поселок Семрук (сейчас из него хотят сделать туристический объект). Или вживую, общим планом, снять кадр пробега главного героя по лесосплаву – настоящему лесосплаву с сотнями плывущих бревен (специально ездили снимать под Архангельск)».
О главной героине
«Сначала я писала все же не книгу, а сценарий: история о раскулаченной крестьянке Зулейхе была создана во время учебы в киношколе как учебная работа второго семестра. Все сцены я сначала "увидела" на внутреннем киноэкране, а потом уже перенесла в формат сценарной записи. Имея готовый сценарий, уже развернула его в роман. Тогда же были продуманы и образы героев – как это принято у профессиональных сценаристов, составлен dream cast, то есть сделан мысленный подбор известных актеров на придуманные роли. Во время этого подбора, кстати, и возник образ Чулпан Хаматовой как идеальной актрисы на роль Зулейхи – тогда еще просто в моих "учебных" фантазиях».
...и о том, почему ее сыграла Чулпан Хаматова
«Чулпан – великолепная. Конечно, я пристрастна, но мне кажется, что Зулейха – одна из ее лучших ролей. Зулейха в первой серии и в последней – это просто две совершенно разные женщины. Мой муж сомневался, что Чулпан удастся "стереть из глаз высшее образование" и достоверно сыграть дремучую крестьянку. Но все удалось. Их немой диалог с Муртазой (исполнитель роли Рамиль Сабитов) – диалог одними только взглядами – прекрасен. Мы познакомились с Чулпан на пару лет раньше, чем начались съемки. Выяснилось, что у нас много общего: близки по возрасту, выросли в одном городе, в центре Казани, и какое-то время даже учились в одной школе. А после того как съемки были закончены, она пригласила меня войти в попечительский совет ее благотворительного фонда "Подари жизнь". И я с радостью согласилась».
Об истории
«В книге мне хотелось рассказать безупречную с точки зрения фактов и материала историю о раскулачивании и кулацкой ссылке. Но интереснее была все же личная история героини, ее метаморфоза от бессловесного существа к взрослой и решительной женщине. И сюжет фильма также акцентирован именно на этой, личной истории. Тем не менее очень важно и правильно, что в фильме называются цифры раскулаченных по Советскому Союзу (4 млн чел.) и отправленных в кулацкую ссылку (2,5 млн чел.). Таким образом, рассказывая частную историю татарской крестьянки, фильм поднимается и на уровень большой истории».
О финале
«Роман заканчивается не точкой, а, скорее, многоточием: главные герои застыли в драматический момент, и от того, куда они двинутся в следующую секунду, зависит их дальнейшая – совместная или раздельная – жизнь. Эта доля неопределенности дает читателю возможность самому поразмышлять и предположить, как сюжет будет развиваться далее. В фильме хотели сначала вместо многоточия поставить жирную точку – дорисовать до конца все линии, рассказать все сюжеты, включая второстепенные, и предвосхитить любые возможные вопросы зрителей. Но потом все же убрали эту излишнюю досказанность – и от этого фильм только выиграл, мне кажется. Фильм покажет историю Зулейхи и ее сына Юзуфа больше, чем рассказывает книга, но все же оставит место и для зрительских догадок, размышлений».