Денис Максимов об ивент-индустрии: «Не у каждого найдется столько нервов»
Продюсер мероприятий – это показательный образец «человека-оркестра», он и идею мероприятия «от» и «до» скреативит, и оформление придумаеи одним махом решить нерешаемые финансовые вопросы, и даже вступить на непростую тропу профессии кризисного менеджера, когда на площадке все горит, ты сам горишь, и само все строится. И вот о том, как завоевать доверие заказчиков, как совместить работу в индустрии, не терпящей остановок, и серьезное хобби, а также о том, что ждет сферу ивента после окончания кризиса, связанного с коронавирусом, рассказал Денис Максимов, продюсер ивент компании Illume, признанный эксперт в сфере продюсирования масштабных мероприятий. В его портфеле кейсов церемонии награждений Олимпийских игр в Сочи, мероприятия для ЦДМ, Redbull paper wings, W5-fighter, Fighte®evolution Cup и другие.
GRAZIA: Денис, как бы вы кратко описали суть профессии «ивент-продюсер»?
ДЕНИС:Для меня любой ивент — это полноценный бизнес, который стоит на перемотке. Ты очень быстро собираешь команду, придумываешь идею, «фишки», картинку. После делаешь рекламную кампанию, создаешь продукт, подтягиваешь целевую аудиторию, потом сам ивент, потом отчеты — и работа окончена. Обычно бизнес живет 5−10 и даже 100 лет, а ивент — это вопрос нескольких дней. Продюсер мероприятия — это примерно, как CEO для бизнеса. При этом ты являешься еще и креативным директором этого бизнеса, исполняя на площадке роль художника, сценариста, даже звукорежиссера.
За время работы в ивент бизнесе, я понял, что моя задача — не просто менеджмент, организация проекта. Прежде всего, я должен правильно преподнести мероприятие целевой аудитории, придумать завораживающий концепт, выстроить эффективную коммуникацию, предложить такой продукт, который будет интересен конечному потребителю.
GRAZIA:В таком случае, что важнее для продюсера мероприятий, талант организатора или креативность?
ДЕНИС: Организация любого мероприятия это творческий процесс. Это не просто руководство и координация подрядчиков, это, прежде всего, креатив, умение взглянуть на ситуацию под неожиданным, непривычным углом. Мы можем неделями разрабатывать с заказчиком дизайн афиши, а после еще несколько месяцев фантазировать на тему дизайна сцены, видео-контента для экранов. Накануне мероприятия я провожу ночь перед FOH (Front of house), где с художником по свету мы отбираем какие пресеты будем использовать для выхода главного артиста на сцену, и как это совмещается по цвету и динамике с музыкальной и видео-дорожкой.
GRAZIA:Как вы оказались в индустрии развлечений?
ДЕНИС: Меня привел спорт. Примерно с 16 до 19 я профессионально занимался экстремальными видами маунтинбайка, стал чемпионом России, побеждал в многочисленных российских и международных соревнованиях — и параллельно подмечал, как работают организаторы. При этом мне всегда хотелось, чтобы соревнования стали лучше, комфортнее, интереснее для спортсменов. И в один прекрасный день я предложил своему партнеру по команде провести собственные соревнования. Мне было 17, ему — 19, и за два месяца мы смогли создать такое мероприятие, которое привлекло больше участников, чем Чемпионат России. Мы собрали столько положительных отзывов, что стали устраивать подобные соревнования на постоянной основе. Причем каждое последующее мероприятие мы стремились сделать лучше предыдущего. Привлекали спонсоров, приобретали аппаратуру и превратили спортивное мероприятие в целый фестиваль с выступлением артистов и приглашением зарубежных звезд и спортсменов.
GRAZIA: Выходит, вы делали все по наитию, профессионального образования у вас на тот момент не было?
ДЕНИС:Так и есть. Тогда я поступил в университет имени Плеханова, и маркетинг там присутствовал, но в профессию я пришел еще до высшего образования. В целом я всегда оказывался в самом сердце любого мероприятия, в школе выступал организатором всех концертов, последних звонков. В университете также взялся за проведение вечеринок, выпускных, спортивных мероприятий. Параллельно я устроился в одну из крупнейших российских компаний — организатора музыкальных фестивалей, где некоторыми проектами я руководил полноценно, как продюсер.
GRAZIA:И захотелось в свободное плавание?
ДЕНИС:Да, через полтора года мы с коллегой создали собственную компанию и начали организовывать независимые мероприятия, для начала — концерты электронной музыки. Главными нашими спонсорами на тот момент были — чего греха таить — сигаретные компании. Тогда вступил в силу запрет на рекламу их продукции в СМИ, и присутствие бренда на подобном мероприятии было практически единственной возможностью для промо. За счет этого спонсорства мы могли позволить дорогих диджеев. Но через несколько лет запретили всю рекламу табачных изделий, и лавочку закрыли, как говорится. Дальше было продюсирование ивентов для реалити-шоу по боевым искусствам М1 Fighter. Мы отработали четыре сезона, я возглавил креатив и продюсирование всех мероприятий, мы дважды собирали полный «Олимпийский». Я успел получить колоссальный опыт организации самых крупных мероприятий и хотелось продолжать движение вверх.
GRAZIA:Вы были ивент-продюсером на Олимпийских играх в Сочи. Как удалось получить такой серьезный заказ?
ДЕНИС:Конечно, мы очень хотели попасть на Олимпиаду. Вся ивент-индустрия тогда плавно переезжала в Сочи. Мы просто поехали в Сочи, начали проводить маленькие мероприятия — нам позвонили наши прежние заказчики и мне предложили стать продюсером церемоний награждения. Это был первый год, когда призеров награждали не сразу после состязаний, а торжественно на Medals Plaza. Для меня это был колоссальный проект: необходимо организовать десятки музыкальных коллективов, каждый до 70 музыкантов. И у каждого — свое звуковое оборудование, звукорежиссер. Ежедневно по 4 концерта в течение 14 дней Олимпиады. Такого объема в рамках одного ивента еще никогда не было.
Команда подрядчиков набралась из разных стран. В связи с этим случались казусы, которые теперь вспоминать занятно, а тогда это было проблемой: банальное недопонимание. Для работы с греческим подрядчиком мы наняли человека с должностью «лиазон» — грубо говоря, связующее звено. У него была одна задача — следить, чтобы поручения были поняты и исполнены верно.
GRAZIA:Предполагаю, ритм работы был непростой...
ДЕНИС:Да. Мы начали подготовку за 4 месяца до Олимпиады — для такого события это очень мало. Работа шла в самом центре Олимпийского парка, чтобы попасть к нему надо было пройти несколько КПП. И чтобы выйти — тоже. На каждом КПП очередь и путь в одну сторону мог занимать до двух часов. На машине нельзя. Еду с собой брать нельзя. А кафе на территории нет. В итоге, рано утром мы приезжали на площадку, работали до двух ночи — и все это без еды. Приходилось хитрить, иногда проносили «контрабандой» шоколадки. А когда уже разрешили проезжать на площадку на транспорте, разобрали и на разных машинах провезли самокат. Очень упростили им себе передвижения по Олимпийскому парку.
GRAZIA: Непростой режим. Как удавалось сохранить трезвость рассудка?
ДЕНИС: Жизнь ивентщика мне нравится тем, что в конце любого проекта ты можешь отдохнуть и расслабиться. Ты видишь этот конец и идешь к нему. Люди, ведущие более размеренный образ жизни, лишены этого «света в конце тоннеля». Даже на Олимпиаде ты знаешь, что в конце отдохнешь, наешься, отоспишься. Отправишься в путешествие. Перерывы между ивентами я использую, чтобы смотреть мир, расширять круг знакомств, в том числе и профессиональных. Благодаря путешествиям мы с женой стали организовывать свадьбы в Италии. Выходим на международный рынок. Эта жизнь нескучная, очень энергичная и веселая, хоть и стрессовая. Не каждый может позволить себе тратить столько нервов. Думаю, контролировать уровень стресса меня научили занятия маунтинбайком. В экстремальном виде спорта ты постоянно рискуешь жизнью. Ты обязан смотреть на любую ситуацию хладнокровно.
GRAZIA: Олимпиада открыла перед вами новые профессиональные горизонты?
ДЕНИС: Мы однозначно получили имя, проверенное крутым проектом. На момент проведения Олимпийских игр мне было 25 лет. Мы нередко приходили на встречи с заказчиками, которые при галстуках, в кепках и футболках. Да, мы поражали креативными идеями и уверенностью в себе, но все равно было ощущение, что нам не верят. И это останавливало от участия в серьезных тендерах. После Олимпиады мы добивались новых заказов уже без сомнений. Уже после Олимпийских игр мы стали делать проекты для Центрального Детского магазина в Москве, много сотрудничали с RedBull, с которым сложились хорошие отношения еще во времена маунтинбайка, делали спецпроекты для девелоперов. И, конечно, открыть дорогу к этим контрактам помог именно опыт полученный в Сочи.
GRAZIA: Что бы вы посоветовали новичкам, у которых впереди их первые ивенты?
ДЕНИС:Планировать. Первым делом расписать на бумаге таймлайн мероприятия, какие специалисты нужны, и что они будут делать каждую минуту. Это решит 90% проблем, которые случаются у начинающих. Не паниковать. Я сразу вижу людей, которые готовы работать на ивентах, и которые не смогут этого никогда в жизни, если не изменят свою реакцию на внештатные ситуации. У ивент-продюсера нет времени на долгие раздумья. Нельзя выпускать из внимания глобальные вещи, которые могут уйти из-под контроля, потому что ты зациклился на мелкой проблеме. Если ты ивент-продюсер, и у тебя есть команда, любая проблема решится, даже если ты вообще ничего не будешь делать. И третье — важно помнить, кто заказчик мероприятия. При любой проблеме помни, важнее решить ту задачу, в результате которой заказчик будет счастлив.
GRAZIA:Сейчас ивент-индустрия переживает не лучшие времена. Как вы оцениваете текущий кризис? С какими потерями ивент из него выйдет, на ваш взгляд?
ДЕНИС:Безусловно, перемены неизбежны. Индустрия спорта была полностью остановлена, под запретом, из-за чего множество сопутствующих бизнесов также встали. Тем не менее, спорт можно запустить в любой момент, пусть и в ограниченном режиме. Проведение соревнований без зрителей практически полностью восстановит спортивную индустрию — потому что основная прибыль отрасли — это трансляции. Больше всего страдают концертные и развлекательные мероприятия, и выход из кризиса для них не прогнозируем вообще. Те онлайн-мероприятия, которые появились очень полезны, многие находят уникальные возможности взаимодействия со зрителем дистанционно. Думаю, только сейчас люди по достоинству оценили возможности, которые нам дарят современные технологии. Мне сложно строить прогнозы, но, думаю, через некоторое время после того, как запреты будут сняты, ивент-индустрия практически полностью восстановится. Потому что ничто не заменит живое общение. Никакое онлайн событие не позволит получить мурашки от выступления любимого артиста на сцене.