«Это ультра-романтизированная профессия»: Варвара Володина об актерской жизни и фильме «Краш-тест»
Вы уже посмотрели «Краш-тест»? Если нет, чего ждете от картины?
К сожалению, пока не посмотрела. Во время премьеры на фестивале, я была на съемках, и мне не удалось приехать, хотя очень хотелось. Ожиданий я стараюсь вообще не строить, но, судя по трейлеру, думаю, будет что-то интересное, в стиле авторского кино — я такое очень люблю. Поэтому просто хочу поскорее увидеть.
Расскажите, что вас зацепило в проекте?
Наш режиссер, Настя (Анастасия Борисова — прим.ред). Я что-то предлагала на пробах — какую-то реплику, действие, интонацию. И Настя это поощряла, она давала мне свободу. Я это очень ценю, такое не очень часто происходит. Поэтому у меня не было сомнений по поводу этого проекта, очень хотелось поработать вместе.
Вы относительно недавно начали актерскую карьеру и уже снялись во многих громких проектах, а в «Краш-тесте» и вовсе исполнили главную роль. Расскажите, каково это — практически на старте достичь успеха? Чувствуете, что просыпаетесь знаменитой?
Я вообще не знаю! (Смеется) Не считаю это успехом, если честно. Наверное, это просто хороший старт, но точно не считаю, что я достигла успеха. Да, главные роли — это круто. Когда у меня была первая, мне только исполнилось 18 лет, вот тогда я подумала: «Ну все, это успех». Но со временем я поняла, что никакой это не успех, и сейчас я не отношусь к себе как к крутой, популярной, знаменитой актрисе. Надеюсь, у меня еще все впереди — много целей и амбиций.
А нет ли ощущения, что успех на ранних этапах карьеры накладывает дополнительную ответственность, как будто планка уже задрана, и теперь придется соответствовать?
Не считаю, что планка у меня как-то задрана, но, тем не менее, у меня очень высокие требования к себе, мне бывает трудно им соответствовать, но нужно стараться. Конечно, я переживаю о своем будущем, но не потому что мне нужно держать планку «для кого-то», скорее, это мои личные убеждения и цели.
«Краш-тест» затрагивает много разных тем. Тут есть и любовь, и дружба, и предательство, и прощение, и жажда острых ощущений, и желание вырваться на свободу. А для вас самой какая тема, затронутая в фильме, оказалась самой близкой?
Вырваться на свободу. Я родилась в Сибири, в Барнауле. Мне кажется, так как у нас в России такой центризм, многие подростки из регионов рвутся в Москву, в Питер, в крупные города, потому что им кажется, что там — будущее. Ну, наверное, зерно правды в этом есть. Не думаю, что в том же Барнауле выпускники могут построить любую карьеру, хотя очень люблю этот город.
А ваша собственная юность была чем-то похожа на юность вашей героини?
Жизни многих подростков из регионов похожи — особо развлечений нет. Тусовки, шатания по району — ну да, так и развлекались, наверное, в этом мы все похожи. Мое отличие в том, я много времени посвящала творческим занятиям, конкурсам, музыкальной школе.
Героини «Краш-теста» — как натянутые нервы. Ощущение, будто каждый их день полон невероятной драмы. Как думаете, это очень уникальные девчонки, или просто в подростковом возрасте любое событие воспринимается остро?
Да, наверное, любые события остро переживаются у подростков. Я вспоминаю себя, было очень много сомнений, постоянные кризисы, метания, раздумья. Действительно, мне кажется, большинство людей в этот период времени — как натянутые нервы, и это нормально. Не думаю, что это какая-то особенность наших героинь, мне так не показалось.
Расскажите подробнее о Тане, вашей героине. Как вы ее ощущаете, как воспринимаете? Пришлось ли как-то специально готовиться к этой роли?
Скорее нет, потому что она мне близка. Меня изначально пробовали на другую роль — на роль Арины (ее исполнила Елизавета Ищенко – прим. ред). Но потом Настя предложила мне роль Тани вообще без подготовки: передо мной просто положили текст, спросили: «Ты же можешь сейчас выучить?». А я, конечно, могу. В итоге я стала Таней. Позже Настя прислала мне на электронную почту плейлист героини, что она слушает — такое у меня впервые было, очень круто! Но главное — это буквально мой плейлист! Так что в каком-то смысле мы с Таней схожи, поэтому ничего специального я не делала. Не понадобилось дополнительной работы, чтобы осознать, что с человеком происходит. Я ее просто чувствовала, понимала.
Таня поддерживает своих подруг в трудные минуты и искренне любит их. Но при этом влюбляется в парня своей подруги. Как считаете, это как-то характеризует ее как человека?
Я так не думаю. Может быть, я ее оправдываю, потому что это моя героиня. Это же чувства, а они плохо поддаются контролю, особенно у молодых людей. Я, например, тоже не всегда могу контролировать свои чувства. Слава богу, в моей жизни такой ситуации не было — не знаю, как бы я себя повела. Чувства — это, в целом, что-то такое неосязаемое, и не все могут с ними справляться. К тому же, например, я Таню очень хвалю за ее честность — это круто и требует смелости.
Весь фильм ваша героиня мечтает уехать в столицу и до самого финала не изменяет своей мечте, несмотря на все трудности с семьей, с подругами и с парнем. Вы в свое время тоже переехали в Москву из Барнаула. Вам это решение тоже далось тяжело?
Это была моя мечта, я видела в этом какое-то спасение. Когда я еще жила в Барнауле, у меня практически не было теплых эмоций к этому городу, но как только переехала в Москву — полюбила его, и поняла, что очень скучаю. Причем сильно. Уезжать было грустно, но не тяжело, я уезжала, чтобы осуществить свою мечту. Конечно, сложно переживать разлуку с родными людьми, а там ведь весь мой близкий круг — семья, друзья. Конечно, и для родителей это был стресс: мне было шестнадцать, они очень волновались, но поддержали, как и всегда. А у меня ощущение, что я как будто родилась для того, чтобы это сделать.
Помог ли ваш личный опыт переезда в Москву при работе над ролью Тани?
Да, например, я очень хорошо запомнила сцену, когда она идет по своему райончику и под грустную музыку смотрит на ребят. Не знаю, осталась ли эта сцена в финальном монтаже, но я буквально себя играла, свои воспоминания. Еще в сценах споров с родителями, когда накатывает вот эта тоска по дому. Хоть споров с родителями у меня было немного — зато те что были, помогли.
Ваша героиня, как и ее подруги, отличается ярким чувством стиля и определенной смелостью в выборе нарядов. Такие запоминающиеся образы подбирали стилисты на площадке?
В основном, конечно, это работа костюмдепартамента. Единственное — тоже огромная благодарность Насте — она часто советовалась с нами, комфортно ли нам, так ли мы себе это представляем. Но в фильме действительно очень хорошая работа костюмеров: одежда ярко отображает характеры героинь. Кажется, я там самая спокойная — вечно в каком-то черном оверсайзе. Наряды девчонок, конечно, поярче. Действительно, во многом смело. Но я доверяю профессионалам, на площадке каждый делает свою работу. Если что-то не устраивает или некомфортно, всегда можно было об этом сказать. Но таких ситуаций, по-моему, вообще не случалось. Атмосфера была хорошая.
Каких новых проектов с вашим участием ждать?
Я работаю сейчас над новыми проектами, но не обо всех могу говорить. Скоро выйдет проект под названием «Некрасивая», там о супертравмированной девчонке — все как я люблю. Еще парочка картин в работе, но я, честно, не знаю, могу ли я о них говорить!
Можете дать какой-то совет начинающим актерам и актрисам, которые тоже хотят отличный старт, хотят сыграть главную роль в полнометражном кино?
Мой совет — идти в эту профессию только в том случае, если вы не можете этого не делать. Если вы не можете без этого жить. Потому что это ультраромантизированная профессия, но на самом деле она очень-очень сложная. Это эмоционально ультрасложно, бывает — очень плотный график. Кажется, как раз когда я снималась в «Краш-тесте», у меня было два проекта параллельно, я в первый раз решилась на такой экспириенс. И я отработала пять суток смен практически без сна. То есть, у меня на одном проекте — ночная смена, на другом — дневная, и наоборот. Это очень, очень сложно. Реально, пять суток не спать, только часок на обеде, в машине, когда со смены на смену едешь — это тяжеловато. Еще актерская профессия — это в целом нестабильность. Ты никогда не знаешь, будет у тебя работа или нет. А жить, не работая, тоже сложно, потому что ты, опять же, не можешь этого не делать, ты чувствуешь себя плохо, если не занимаешься этим. Нет, конечно, это моя самая большая любовь — моя профессия, но она требует полной отдачи, самопожертвования, а это не просто. Поэтому в нее надо идти только по любви!