Grazia открывает #Новыелица: художник Евгений Гриневич о пути в искусстве, любви и планах на будущее
Евгений Гриневич — художник-концептуалист, который успел провести 20 персональных выставок. Его талант был отмечен дизайнером Игорем Чапуриными и искусствоведом Марией Санти. Последняя говорила: «Властный эстет, он отбирает талантливое, конструируя пространство восприятия по своему усмотрению и обращаясь строго к сегменту высокообразованной публики». Для нашей рубрики #Новыелица Евгений Гриневич ответил на некоторые вопросы и рассказал о себе.

Grazia: Вы перешли от экономики к искусству. Что стало причиной? Было ли что-то в прежней профессии, по чему вы скучаете?
Евгений Гриневич: Я из семьи врачей и учителей, поэтому, когда я решил поступать на ландшафтный дизайн, мои родители сказали: «Все идиоты идут на юристов или экономистов, получи нормальную профессию, а потом делай, что хочешь». Я действительно с детства мечтал стать художником или архитектором. Жизнь вообще уникальное путешествие — я всегда при этом вспоминаю Пауло Коэльо «Алхимика». В итоге отучился в Белорусском государственном экономическом университете.
Дальше была просто череда событий: сначала я стал директором в Московской франшизе по продаже предметов декора, в марте 2010 года я поехал в Москву на ретроспективу Пикассо и порвал связки на ноге: тяжелая операция практически 8 месяцев восстановления. Как результат — переезд в Москву на костылях (найти работу из Минска в Москве было проще, чем из Минска в Минске и, как бы это смешно это ни звучало, но мне важно в любой момент пойти в Пушкинский музей и иметь возможность посидеть полюбоваться работами Сезанна, Гогена, Шагала, Боттичелли и прочих гениев). А потом чистая череда случайностей — я был директором мебельных салонов, но за 4 года работы без выходных получил дикое эмоциональное выгорание. В 2015-2016-м, пока был в Дубае, я вспомнил детскую мечту стать художником, в 2018-м я создал свою дизайн студию, а в 2019-м сделал первую дебютную выставку «Findmeinamuseum». Это случилось во многом благодаря совету Игоря Чапурина, он мне сказал: «Сделай выставку, попробуй себя. Или облажаешься, или тебя ждут новые горизонты». Так и пытаюсь словно Дон Кихот достичь горизонта.


Grazia: Вас называют последним романтиком современности. Как вам кажется, почему романтика пошла на спад в последнее время?
Евгений Гриневич: Люди разучились думать. Романтика — это ведь про фантазию, поступки. Сейчас все переводится в сугубо рациональную сферу, чувства тоже как рынок: «Ты меня любишь? Купи [список]!» Тут нет места «Поступку» — именно с большой буквы. Это не хорошо, не плохо — просто такое время. Раньше читали рыцарские романы, сейчас все больше смотрят кино про содержанок. Я не осуждаю, констатирую факт — время слишком быстрое, чтобы думать и придумывать.


Grazia: Тема любви — сложная, широкая и почти необъятная. Но что любовь лично для вас?
Евгений Гриневич: Для меня любовь — это Абсолют, это Творчество, это Дыхание! Любить это дышать — полной грудью, чистым воздухом — дышать образами живописи, дышать своей женщиной, в конце концов вдыхать саму жизнь! И, конечно, любовь — это всегда без остатка!


Grazia: Как вы пришли к концептуализму?
Евгений Гриневич: Как ни странно — благодаря экономическому образованию и любви к литературе и знаниям. Мы часто изъясняемся терминами, но сами не понимаем, что они означают. Понятие концептуализма ввел Джозеф Кошут в 1965 году, благодаря своей инсталляции «Один и три стула», обозначив, многообразие форм раскрытия темы. В экономике — это экстраполяционные связи, этакая игра — найти неочевидные факторы, влияющие на результат. Когда я делаю свои выставки, я их собираю словно мозаику из множества аллегорий, фактов, значений. Или, говоря научно: всестороннее изучение явления, предмета.


Grazia: Как вам кажется, какие самые важные качества нужны художнику?
Евгений Гриневич: Искренность, смелость быть собой (всех великих ученых признали не сразу — они были новаторами, а плыть против течения нужна смелость) и, конечно, определенная степень безумия, быть безумным чтобы научиться говорить с Вечностью.
Grazia: Расскажите о своих планах на будущее.
Евгений Гриневич: Творить! Лучшая выставка — следующая, лучшая картина — та за которую ты берешься сейчас. Ну и, наверное, чтобы хватило смелости вовремя уйти, тогда просто сосредоточусь на преподавательской деятельности. А сейчас — все только начинается!