Как (и почему) ярмарка современного искусства в Дубае стала полноценным международным смотром? Мнение арт-эксперта Полины Бондаревой
Впервые Art Dubai я посетила 2 года назад. Начав знакомство с культурной жизнью нового Дубая с Jameel Arts Centre, изучив все галереи на Aserkal Avenue и вдохновившись восточной эстетикой, я ожидала поход на ярмарку с большим предвкушением. На подобные смотры в Нью-Йорке, Вене, Париже, Лондоне обычно «закладываешь» несколько дней для полноценного знакомства с главными галереями и художниками, а тогда удалось обойти весь объем всего за час.
В этом году ярмарка развернулась на три полноценных павильона и представила не только мировых гигантов арт-индустрии, которых здесь не было ранее, но и «подсветила» местные галереи, а также оборудовала полноценный диджитал-павильон, в котором можно было найти немало тем для размышления и изучения. В этом году я больше интересовалась биеннале в Шардже, новыми архитектурными доминантами Захи Хадид и соборным комплексом Abraham centre. Последний представляет из себя пространство с церквями трех разных конфессий в диалоге религий.
Если говорить о художниках, на которых стоит обратить особое внимание, это без сомнения Ephie Gallery и художница El Anatsui. Ее работа стала самой дорогой Art Dubai — продана за 1,5 млн долларов. Панно, буквально сотканное из множества крышечек от пластиковых бутылок, деликатно отсылает нас сразу к нескольким излюбленным сюжетам современного дискурса и поднимает тему экологии, разделения отходов и осознанного потребления. Другие ее работы можно увидеть в Лувре Абу-Даби.
На Art Dubai было представлено множество разных галерей, но мои фавориты — галерея Continua и работы Аниша Капура, а также из самых фотографируемых стендов на ярмарке — корнер Perrotin Gallery, где можно увидеть сразу несколько работ великого Такаси Мураками и одну скульптуру, которая продается за 60 тысяч долларов.
Безусловно, хочется отметить, что каждый человек, любящий искусство и занимающийся им в той или иной степени, обращает внимание на те работы, которые находят личный отклик на данный момент времени. Лично я сейчас тяготею к крафту, рукоделию, инсталляциям, смотрю на техники, люблю работу с историческим контекстом и отсылками к народности, старым книгам, письменности. Art Dubai дал возможность погрузиться в изучение керамических скульптур, плетеных и вышитых ярких «гобеленов», сотканных вручную по восточным мотивам ковров. Эта тема актуальна и в диджитал-секции. Известный проект художника Орхана Маммадова, посвященный сюжетам арабских ковров, представлен в виде медиа-перформанса, посмотреть его запись можно на сайте Generative Gallery, которые технически создавали этот проект.
Работы из металла, скульптуры, всевозможные сосуды и чаши вовлекают нас в тонкую культуру рукоделия и согревают своей тактильностью и цветом. Приятным открытием стала для меня Aspan Gallery из Алматы, представившая керамическую скульптуру Саодат Исмаиловой. А еще — ставший бестселлером еще в прошлом году проект Дениса Давыдова и грузинского художника Ута Бекайя. Они выпустили новый дроп с фантазийными персонажами и представили их в керамике на стенде галереи Window Project.
В медиа-секции были представлены работы всем полюбившегося мультидисциплинарного художника Андреса Райзингера. Он «завернул» здания павильона в розовые ткани и меховые драпировки с помощью экранов. Еще стоит обратить внимание на работу Austin Lee, также представленную в диджитал павильоне. Изображенная лошадка как бы застряла между принтом, голограммой и медиа. Очень напоминает работы художницы Данини.
Подытоживая мою поездку в Дубай, хочется отметить не только ставшую полноценным международным смотром искусства ярмарку Art Dubai, но и в целом интерес к диджитал-искуству и высочайшее качество экспонирования и уровень самих работ, вовлеченность сообщества и новые заметные галереи. Теперь, отправляясь на отдых в ОАЭ, вы можете запланировать посещение разнообразных культурных институций, кластеров и музеев, и отдельно сконцентрировать внимание на новой головокружительной архитектуре города.