Как понять современное искусство и можно ли сделать это без пояснительного текста — отвечают художники
Перед абстрактными полотнами и необычными инсталляциями многие из нас иногда теряются, пытаясь уловить смысл. Мы решили поговорить с художниками Открытых студий Винзавода и узнать их мнение о том, всегда ли современному искусству нужен пояснительный текст.
Алиса Смородина
Вне всякого сомнения, современное искусство можно понять без пояснительного текста. Современное искусство не гомогенно. В его поле существуют работы разной сложности. Это не значит, что более сложные работы — более хорошие, и наоборот. Вовсе нет, просто разные работы решают разные задачи.
Есть проекты, которые очень глубоко исследуют какую-нибудь тему и в которых, например, присутствует большой объем архивной информации. Для таких проектов текст, как правило, является самостоятельной и неотъемлемой частью. Без прочтения текста полного понимания не произойдет.
Но есть и очень экспрессивные, эмоциональные высказывания, которые используют понятные большинству культурно-символические коды или хорошо известные мемы. Для их понимания, на мой взгляд, текст необязателен, так как зачастую он снижает их остроту.
Аня Гросицкая
Я думаю, что это возможно. Конечно, часто текст добавляет множество смыслов и направляет мысль зрителя в определенную сторону. Но это также может сильно сужать восприятие.
«Идеальный» или «правильный объект искусства», как будто, не нуждается в тексте: за него говорят материалы, их поверхности, цвет и форма, а также то, как он экспонируется. Интересно было бы провести экспериментальные выставки без текстов и затем собрать данные о том, насколько без текста искусство действительно непонятно.
Текст одновременно и усложняет, и упрощает задачу. Сразу выстраиваются критерии, по которым воспринимается искусство: известный ли художник, живой или мертвый, из какой страны и так далее.
С другой стороны, понимание контекста дает представление о художественных реакциях. Получается, что без погружения в контекст невозможно составить полное впечатление; оно будет абстрактным. А вот должен ли объект искусства быть понятен каждому — это еще один большой вопрос.
Евгения Болюх
Искусство давно вышло за рамки своей исключительно изобразительной функции. Сейчас безусловно важно иметь большую насмотренность и быть погруженным в актуальную повестку, чтобы с первого взгляда понять, о чем произведение искусства, без прочтения описания к нему. Современные авторы часто действуют через призму метафоры, освещая свои идеи посредством символов и различных отсылок. В этом контексте произведения искусства зачастую сложны, многоплановы и неоднозначны — создается некое визуальное препятствие, через которое возникает тот самый диалог на заданную тему. Если препятствия не будет и зрителю все сразу понятно, он просто проходит мимо, пролистывая ленту с красивыми картинками в соцсетях, коих миллиарды, и забывает.
За счет вышесказанного визуальный текст становится довольно сложно трактовать неискушенному зрителю однозначно, и описательный текст является хорошим подспорьем на пути к пониманию работы. Это такая необходимая точка входа.
Несмотря на это, мы все еще можем полагаться на свой чувственный опыт, и многие авторы возвращаются к соответствующим выразительным инструментам для диалога. Материал, из которого сделан, например, объект, его форма, цвет, тактильные свойства могут многое сказать о самой работе. Глядя на такую работу, вы интуитивно можете приблизиться к ее настроению, понять общую тональность. Сейчас даже тексты уже не являются расшифровкой; в последнее время художники используют поэтические описания к своим работам, которые позволяют, хоть и в заданных рамках, но трактовать произведение искусства более свободно. Это, на мой взгляд, хорошо. Отсутствие рамок всегда связано со свободой и разнообразием опыта зрителя.
Дина Боровик
Конечно современное искусство можно понять без текста. С помощью образов автор может многое дать понять зрителю без слов. Но интерпретация заложенных смыслов будет зависеть от личного восприятия. Текст помогает лучше понять идею автора, но не всегда нужен для впечатления. Мне нравится сначала смотреть самостоятельно, а потом читать текст, если возникает внутренняя потребность сравнить свои ощущения с тем, что хотел сказать художник.
Александр Гордеев
Понять современное искусство без пояснений возможно, но лишь в редких случаях. Для этого художник должен обладать выдающимся талантом визуального выражения, чтобы зритель мог сразу уловить смысл работы. Я полагаю, что эпоха загадочных и трудных для понимания произведений постепенно уходит. Сегодня художник, как исследователь человеческих переживаний, обязан раскрывать смысл своих произведений. Важно, чтобы зритель понимал, что современное искусство не сводится к декоративности, и для его осмысления нужно учитывать как контекст создания, так и личный опыт автора. Сопроводительный текст — это только один из способов сделать это, а вот его качество и ясность — уже отдельный вопрос!