Лиза Моряк о роли Татьяны, работе с мужем на площадке, чести и достоинстве
GRAZIA: Лиза, расскажите про ваши отношения с «Евгением Онегиным», нравился ли вам роман в школе или вы пришли к нему позже?
ЛИЗА МОРЯК: В школе мы не особо глубоко его изучали, а уже в стенах Щепкинского училища, где роману уделяли пристальное внимание, я выучила его наизусть. У нас была игра, где нужно было перекидывать друг другу цитаты из произведения, побеждал тот, кто больше всего их знал. Помню, когда позже мы были на спектакле «Евгений Онегин» в Театре Вахтангова, на меня шикали соседи по ряду, потому что я вместе с актерами произносила реплики и мешала другим зрителям.
GRAZIA: Какая часть романа вам нравится больше всего?
Л. М.: Пушкин пишет: «Пришла пора, она влюбилась». Мне очень нравится ощущение зарождающегося чувства. Понятное дело, что Татьяна в некоторой степени влюбилась в героя из своих фантазий, потому что она очень много придумывала. С другой стороны, она действительно любила Евгения. И пронесла эту любовь достойно через всю жизнь, в отличие от Онегина. Но смогла ему отказать, когда он к ней пришел, из-за того, что была замужем. Есть невероятная сцена, где мама, которую играет Алена Хмельницкая, объясняет Татьяне, как устроена жизнь. Она говорит ей, что можно прожить жизнь с хорошим мужчиной, привыкнуть к нему и в результате полюбить. Это история о сильной женщине и слабом мужчине.
GRAZIA: Я читала, что вы оставили классический текст, но адаптировали его к современности. Что это значит?
Л. М.: У нас есть рассказчик – Владимир Вдовиченков, который объясняет зрителю, что происходит, если бы фильм был в стихах, думаю, зрителю было бы намного сложнее его понять. Сценаристы очень долго работали над текстом, чтобы перенести в прозу стихи Пушкина. Какие-то моменты очень интересно решены режиссерски, например, когда Татьяна пишет письмо, звучит ее голос, а параллельно показывают Онегина (его играет Виктор Добронравов), который есть в ее фантазиях. У нас были довольно сложные сцены, которые снимались без склеек, с дублерами. Кадры выставлял потрясающий оператор Кирилл Зоткин – человек, обладающий невероятным вкусом. Балы снимали с использованием новых технологий, с помощью камеры, которая летала сверху.
GRAZIA: Расскажите, где проходили съемки?
Л. М.: В Подмосковье, Петербурге, в Пушкиногорье. Это была непростая экспедиция, с учетом того, что в то время моему ребенку было всего шесть месяцев. Мне часто приходилось его оставлять. Снимали в Екатерининском дворце, который полностью для нас закрывали. Невозможно описать чувство, когда ты стоишь одна в огромном зале в роскошном платье. Художник очень долго разрабатывал для нас костюмы, они получились невероятно красивыми и очень качественными. Исторические фильмы часто портят дешевые наряды. Каждый раз Татьяна предстает в новом платье – для меня их было сшито огромное количество. Драматургия также проявляется через костюмы – нам требовалось показать переход от провинциальной девушки к светской даме. В финальном эпизоде Татьяна появляется в платье со шлейфом. Так же было и в плане грима: когда Татьяна – молоденькая деревенская девочка, у нее простой пучок и минимум макияжа, который подчеркивает ее юность и свежесть. Ближе к финалу у нее меняется прическа и образ в целом.
GRAZIA: Лиза, вы когда-нибудь думали, что сыграете Татьяну, и не боялись ли браться за эту роль?
Л. М.: Нет, это было чем-то недосягаемым. Очень большая ответственность: когда мы готовились к съемкам, у меня был тремор. Но потом я начала погружаться в материал и поняла, что это абсолютно мое. Я получала невероятное наслаждение, чувствовала, что занимаюсь искусством. Проигрывая все эти темы – любви, родительства, отношений, – ты как будто проверяешь себя.
GRAZIA: Чем-то съемки в историческом проекте отличались от ваших других фильмов?
Л. М.: Огромную часть времени занимала подготовка. Мы много репетировали, поскольку требовалось знание этикета. У нас был мастер, который рассказывал правила поведения: как вставать и садиться, как здороваться, – и между этим нужно было развести текст, чтобы в кадре все выглядело органично.
GRAZIA: Герои вашего фильма гораздо старше персонажей романа, почему?
Л. М.: Это было решение Сарика: если бы герои были молодые, вероятно, зритель не поверил бы в эту историю любви. Такие чувства возможно испытать, только будучи взрослым. В те времена люди жили меньше, а потому взрослели раньше, сейчас же все наоборот.
GRAZIA: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни, что вам откликается больше всего из того времени?
Л. М.: На умные вопросы очень хорошо отвечает Виктор Добронравов. (Улыбается.) Потому что на съемках он читал Лотмана (филолог, известный пушкиновед, написавший несколько трудов. – Прим. Grazia). Мало того, что он классный и приятный партнер, он еще умный и образованный человек: я все время слушала его размышления. Наверное, для меня самое важное, что раньше у людей были честь и достоинство, которых в современной жизни стало меньше. Но этой историей можно вдохновляться и сейчас.
GRAZIA: Как вы думаете, молодежи будет интересен фильм?
Л. М.: Мне кажется, что молодым неинтересны темы судьбы человека. История безответной любви – для думающих людей, которые прожили жизнь и размышляют о будущем, прошлом и настоящем. Ученики тоже наверняка посмотрят кино, ведь это школьная программа. Но по-настоящему удовольствие получат взрослые люди, которые читали роман.
GRAZIA: Было несколько экранизаций «Онегина», вы смотрели что-то?
Л. М.: Нет, во-первых, чтобы случайным образом не скопировать что-то. А во-вторых, мне хотелось привнести нечто свое в Татьяну, показать, как я ее чувствую.
GRAZIA: Лиза, а вы готовы к критике?
Л. М.: Это имеет место быть, особенно в нашей творческой профессии. В России обожают критиковать, мне кажется, чем больше тебя ругают, тем больше ты востребован. Меня нельзя этим вывести из себя. У меня есть близкие и друзья,а также зрители, которые меня любят. Я живув своем позитивном мире, где мне комфортно. Всем не угодить, искусство каждый воспринимает по-своему, но я очень старалась и делала все от чистого сердца.
GRAZIA: Вы работали с разными режиссерами, чем отличается сотворчество с вашим мужем Сариком Андреасяном на площадке?
Л. М.: Мне невероятно комфортно работать в кинокомпании Сарика, поскольку я знаю там всех, это мои друзья. Обычно я тяжело вливаюсь, мне сложно дается работа с новыми людьми, я не знаю, как они себя поведут, это всегда лотерея. Сарик снимает меня с большой любовью. Но на площадке у нас все очень четко и структурированно, мы разбираем сцену, и, если ему что-то не нравится, он делает замечания – нет такого, что я делаю что хочу. Он меня хорошо знает, поэтому ему достаточно намекнуть, чтобы я поняла, что здесь нужно сделать по-другому. Сейчас у Сарика эра, когда он меняет представление о себе. Артистам очень комфортно с ним работать, потому что он спокойный, талантливый человек. Зритель его очень любит. Сарик уже доказал всем, что он профессионал, сделав огромное количество хитов на различных онлайн-площадках: «Чикатило», «Жизнь по вызову», «Манюня». Уверена, что после «Онегина» он выйдет на совершенно другой уровень.
GRAZIA: Лиза, сейчас вы ходите на пробы? Что у вас в работе?
Л. М.: Следующий год уже полностью расписан, я занята в пяти проектах, в том числе будем снимать продолжение «Жизни по вызову». Недавно мне предлагали сняться для канала «Россия» в историческом проекте про Елизавету, но там предполагалось порядка 40 смен в Санкт-Петербурге в новогодние каникулы. Я отказалась, потому что у меня маленький ребенок, к тому же праздники мне важно провести со своей семьей. Я в профессии состоялась, поэтому у меня другие приоритеты.
GRAZIA: Есть ли у вас роль мечты?
Л. М.: Даже не знаю, о какой роли можно мечтать после Татьяны. Свою программу-максимум как артист я выполнила, а дальше надо смотреть, что за материал. Главное – хорошо делать свою работу.
Фотограф: Максим Чуркин. Идея и стиль: Алиса Жидкова. Интервью: Екатерина Сахарова. Макияж: Виктория Вакулюк. Волосы: Маргарита Ханукаева. Ассистенты фотографа: Сергей Бузин, Сергей Соломатин. Ассистент стилиста: Екатерина Лазаренко. Продюсер: Яна Савина