«Семья – моя главная опора»: Диана Вишнева о том, как пережить непростые времена
Может ли обычный спектакль спасти историю любви одного из тысячи зрителей? Где черпать силы, чтобы переживать сложные времена и как правильно подходить к чтению плохих новостей? В чем уникальность молодого поколения русских хореографов и какие спектакли ни в коем случае нельзя пропустить этим летом? На эти и многие другие вопросы в интервью Grazia ответила прима-балерина Мариинского театра и основательница главного российского фестиваля современной хореографии Context Диана Вишнева.
О силе искусства
«Однажды после спектакля ко мне подошла молодая пара и сказала, что мое выступление спасло их брак. Я была поражена! Видимо, искусство действительно объединяет людей и делает их более чуткими, сопереживающими. Поэтому я убеждена, что благодаря концертам, спектаклям, творческим вечерам можно многое сделать. Ведь не только же через личные трагедии люди должны приходить в благотворительность».
О благотворительности
«При возможности всегда стараюсь помочь. Например, участием в аукционах фонда "Дети-Бабочки" Ксении Раппопорт. Импонирует мне и инициатива Владимира Смирнова – Школа позитивных привычек. Недавно с удовольствием поддержала Чулпан Хаматову в концерте Viva la vita фонда "Подари жизнь" на сцене Большого театра. Жаль, что из-за ситуации с коронавирусом его пришлось отменить. Надеюсь, он все же состоится».
О хорошем и плохом
«В непростых ситуациях я черпаю силы в своей семье, моей главной опоре. А вообще мне кажется, что в мире больше хорошего, чем плохого. Во всем есть диалектика. Просто нужно правильно фильтровать новости».
О фестивале Context
«Программа восьмого Context – самая продолжительная в своей истории. И невероятно богатая на работы мэтров: это и "Ревизор" востребованной Кристал Пайт (Гоголь, сатира о коррупции обмане языком танца и глазами западного хореографа — такого Москва и Петербург еще не видели!), и спектакль-кабаре влиятельнейшего хореографа Охада Наарина, и новый балет Алексея Мирошниченко "Шахерзада", в котором выступлю я. Конечно, будет традиционный конкурс российских хореографов и новые имена зарубежных».
О спектакле «Шахерезада»
«Этот спектакль Алексея Мирошниченко о последних правителях Ирана Фарах и Мохаммеда Пехлеви уникален тем, что в его основе лежат реальные события (что само по себе довольно редкая для балета история). К слову, событиям этим не так много лет: свержение власти, изгнание Мохаммеда и Фарах из страны происходили во второй половине прошлого века, а сама Фарах жива по сей день. В феврале я и Алексей удостоились приема в ее доме в Париже. Это была очень волнительная и символичная встреча, в ходе которой мы подарили Фарах зарисовки костюмов и кусочки тканей, из которых сделаны наряды главных героев в спектакле. Хочу отметить, что постановка эта, в первую очередь, не о политике, а о людях. Воспоминания Фарах — о ее юности, встрече с Мохаммедом, свадьбе, коронации и печальном конце династии — тонко и метафорично переплетаются в сюжетной канве. А всем известная музыка Римского-Корсакова здесь звучит совершенно по-другому, хотя хореограф ничего не менял в ней».
О современном танце в России
«Российский танец за последние десять лет изменился невероятно. Все зашевелилось: в крупных городах и регионах создаются мастерские хореографов, проходят недели воркшопов с приглашенными зарубежными педагогами, фестивали, конференции и форумы. Процесс формирования нового поколения хореографов идет. Я вижу по нашему конкурсу молодых хореографов их желание развиваться и не ощущать потолка».
О новом поколении
«Интересно, что еще несколько лет назад я не мыслила себя педагогом. Но в какой-то момент почувствовала в себе эту потребность — делиться накопленным опытом. Мне интересно помогать готовить конкретные партии студентам училищ и юным артистам, которые уже работают в театре. Но главное, что мне хотелось бы им передать — отношение к профессии, которому меня научили мои педагоги. Ответственность перед театром, своим поколением. Научить их не тратить время впустую на репетициях, постоянно питаться новыми знаниями и эмоциями для создания роли. И не хвататься за все сразу: ставить себе четкую цель и идти к ней поступательно».
О фонде
«В этом году моему Фонду содействия развитию балетного искусства исполняется десять лет. Идея о его создании появилась, когда я отметила 15 лет на сцене Мариинского театра. Тогда я поняла, что хочу делать для искусства и общества больше, чем только выступать в спектаклях из текущего репертуара. Одной из миссий я сразу наметила помощь детям и ветеранам сцены. Затем возникла и другая линия, сегодня ставшая основой — поддержка развития российского современного танца. Так появился фестиваль современной хореографии Context и студия танца Studio Context в Петербурге. В скором будущем, надеюсь, эта деятельность приведет к созданию центра современного танца».
Текст: Светлана Аношкина