Собирать предметы искусства — дорого? Софья Троценко и другие российские коллекционеры развенчивают мифы о своем увлечении
Софья Троценко, основательница Центра современного искусства Винзавод
Наверняка многие люди хотели бы начать коллекционировать искусство. Насколько высокий порог вхождения в такое хобби с точки зрения финансов?
Сейчас он очень невысокий, как раз благодаря большому количеству инициатив — мы с 2008 года работаем с молодыми художниками, есть разные школы, которые позволяют им системно появляться в сфере современного искусства, и программы, поддерживающие именно профессиональное становление молодых художников. Открылись ярмарка Blazar, маркет WIN-WIN и так далее. Появились институциональные проекты, которые дают коллекционерам возможность познакомиться с художниками на достаточно раннем этапе. Галереи стали работать с молодыми художниками — такая практика есть у многих, например, в ЦСИ Винзавод или в галерее «Триумф». Так что у коллекционеров есть шанс по очень небольшой цене купить первые работы.
Раньше коллекционером считался тот, кто имел достаточно высокий ежемесячный доход. Сейчас все изменилось: художники поддерживают друг друга, начиная собственные коллекции, молодые галеристы и студенты тоже активно покупают. Выросло поколение, для которого современное искусство стало естественной частью жизни. Им интересно видеть в нем отражение своего времени и взаимодействовать с искусством. Это делает коллекционирование более доступным. Например, на маркете WIN-WIN можно приобрести работы всего за тысячу или полторы тысячи рублей, так что порог для входа действительно низкий.
Какие у вас есть советы для начинающих коллекционеров?
Первое — это насмотренность. Сегодня также важно читать правильные ресурсы. Но когда ты только начинаешь, в море информации в интернете сложно правильно оценить, что действительно важно. В такой ситуации лучше обращаться к институциям, заслужившим доверие, и следить за тем, что они предлагают: какие кураторы, какие художники и так далее.
Например, можно всегда прийти в ЦСИ Винзавод и увидеть множество выставок в галереях, прийти в Школу Родченко на открытые просмотры студенческих работ. Не забудьте заглянуть в Открытые студии — там много художников, которые остаются в профессии и получают поддержку благодаря высокому уровню экспертизы проекта.
У нас сейчас 11-й сезон, прошлый был юбилейным — всего 100 художников за 7 лет. И 80% наших художников остались в профессии и уже достигли высоких результатов — их работы находятся в музейных и частных коллекциях.
Это очень внушительный показатель, особенно для творческой профессии, где все менее предсказуемо.
Да, поэтому очень важно именно доверие к институции или ресурсу, в котором можно черпать информацию, к отдельным кураторам, каналам. Читать, смотреть, запоминать и еще раз смотреть.
А какими-то еще качествами, кроме насмотренности, начинающий коллекционер должен обладать, по вашему мнению?
Любопытством.
Это хорошее качество для любого человека в любой сфере.
Для любого человека — да, но не для любого увлечения. Есть увлечения достаточно медитативные или системные, а человек, который занимается коллекционированием, должен обладать любопытством на уровне охотника, который каждый раз хочет что-то новое. Это такой своеобразный адреналин. Так что я назову любопытство.
Заниматься коллекционированием самостоятельно — реально? Или надо войти в эту сферу, обзавестись связями?
Смотря о чем речь. Если мы говорим о небольшом чеке, то это вполне реально. Это вопрос доверия — где вы будете покупать работы. Пока речь идет о небольшом чеке, обращайтесь к доверенным институциям. Вы можете самостоятельно туда прийти — никаких ограничений нет.
Если вы хотите делать эти первые шаги с достаточно высоким чеком, то есть вы готовы инвестировать, вкладывать деньги — и вам нужен гарантированный результат, то лучше обратиться к устоявшимся экспертам и экспертам-искусствоведам.
Какую выставку из актуальных сейчас вы порекомендовали бы?
Я однозначно рекомендую посетить выставки в галереях ЦСИ Винзавод и Открытых студиях — 10 новых художников. Обязательно загляните на недавно открывшуюся выставку Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.
Елена Белоногова, коллекционер и основательница арт-платформы Cube.Moscow
С чего началась ваша коллекция?
Можно сказать, что моя коллекция началась еще до того, как я стала приобретать искусство. Я веду отсчет своей коллекции с момента, когда во мне впервые пробудилось желание обладать произведением искусства — импульсом к этому стала моя встреча с работами художника Олега Целкова на выставке российского искусства 2012 года в лондонской Saatchi Gallery. Я до сих пор помню, как меня заворожили картины Целкова с его знаковыми «мордами», и меня охватило острое желание поселить их у себя дома. В тот же момент я испытала сомнение, что произведения одного из знаковых художников российской истории искусства музейного уровня могут принадлежать обычному человеку — тогда я даже не поинтересовалась их стоимостью и возможностью приобретения. Работы Целкова не были первыми в моей коллекции, но сейчас они занимают в ней одно из центральных мест.
Какими качествами должен обладать коллекционер?
Коллекционер в первую очередь должен быть человеком увлеченным, любознательным и влюбленным в направление своего коллекционирования. Тогда каким бы образом не начался его путь собирательства, он обязательно со временем вырастет в эксперта своего направления и структурного коллекционера с ценной коллекцией.
Какие советы вы бы дали начинающим коллекционерам?
Тому, кто только решил начать свою арт-коллекцию в первую очередь нужно разобраться, что ему или ей действительно нравится в искусстве. Для этого необходимо развивать насмотренность — как можно чаще посещать выставки и события в институциях и галереях современного искусства, а также не забывать про классические музеи. Эта практика поможет познакомиться с разными стилями и направлениями, узнать больше об истории искусства и творчестве актуальных художников. Кроме того, практика показывает — самый эффективный и быстрый способ погрузиться в сферу искусства: общение с профессиональным сообществом. Во время посещений арт-событий старайтесь не замыкаться в себе, а как можно больше знакомиться с галеристами, художниками, профессионалами сферы, не стесняйтесь задавать вопросы о том, что вас интересует.
Как определить предмет коллекционирования?
Если речь идет о настоящем коллекционировании не инвестиционном, например, то собирать нужно только то, что нравится, я бы даже сказала, то к чему есть страсть. Ведь коллекционирование — это определенный путь любви к предмету, и коллекционеры часто живут в окружении предметов из своих коллекций, поэтому без истинного интереса будет очень сложно. Нужно не забывать, что перед вами обязательно встанет вопрос денег и хранения — хорошие живопись и скульптура стоят недешево и требуют немало место под хранение (когда ты становишься коллекционером, стены дома заканчиваются очень быстро), в то время как графика стоит намного дешевле и хранить ее можно в альбомах и папках что намного проще.
Какую выставку из актуальных сейчас вы порекомендуете?
Конечно, я всех приглашаю в Сube.Moscow и советую обратить внимание на групповой проект от галереи ЛУЧ в большом выставочном зале — выставку мультимедийного искусства «Элемент», которую можно посетить до 29 сентября. Мы давно привыкли, что иммерсивное искусство стало неотъемлемой частью фестивалей, развлекательных шоу и в целом оформления городской среды. Создатели выставки «Элемент» напоминают нам о том, что медиаискусство — несмотря на его массовость и растиражированность — важная часть истории визуальной культуры, которая корнями уходит в эксперименты авангардистов и находки абстрактной живописи, а также напрямую связано с интересом художников прошлых эпох к исследованию природы света и звука.
Максим Агаджанов, основатель Фонда современного искусства MaxArt, коллекционер русского искусства второй половины XX векаи современного молодого искусства, выпускник программы Executive MBA Школы управления Cколково
Если говорить о моей личной коллекции, то путь к коллекционированию начался довольно давно. Стоит сказать, что я из семьи художников: мои дедушка и прадедушка были художниками, дядя создавал работы, но они так и не увидели свет. Кроме того, моя дочь сейчас учится на художника.
Все мое раннее детство прошло среди запахов краски, в окружении тюбиков и той особой ауры, которая витает вокруг творческих людей. Потом начались школа и активные занятия спортом, позже появились семья и необходимость зарабатывать деньги, все это способствовало уходу искусства на второй план. Но со временем, в более осознанном возрасте, судьба снова вернула меня к нему. Я познакомился с художником-шестидесятником Львом Диконицыным, стал часто бывать у него в студии, где мы пили чай, беседовали, и я приобретал у него работы. Именно тогда я снова вспомнил детство, запах краски и почувствовал желание коллекционировать.
Хочу сказать, что путь коллекционирования невероятно сложен, потому что у каждого он свой, нет единого правильного алгоритма. Это может привести к множеству разочарований, например, можно попасть под влияние какого-то художника или недобросовестного галериста. И могут пройти годы, прежде чем ты поймешь, что собирал что-то, что не имеет ценности. Конечно, если тебе нравятся работы, то они в любом случае будут ценными, но, на мой взгляд, коллекционирование все же должно быть публичным, работы должны демонстрироваться широкой аудитории.
В этом отношении мне близка позиция русского купечества, таких его представителей как Савва Морозов и Сергей Щукин. Ведь они собирали коллекции не для украшения домов, а для того, чтобы показать свои коллекции людям, сделать их доступными. Ведь странно собирать что-то, не понимая этого, а потом показывать непонятные вещи. Поэтому важно разбираться, много читать, постоянно учиться и, самое главное, — общаться с людьми.
Мне повезло: с самого начала рядом оказались опытные специалисты. Один мой друг, который долго занимался коллекционированием и успел наделать множество ошибок, сразу поделился со мной опытом, показал мне, куда двигаться и с кем точно не стоит идти вместе. Это были практически персональные советы. И вот уже около пяти лет я собираю осознанно, вдумчиво, с пониманием. Поэтому очень важно окружить себя людьми, которые могут дать совет в нужный момент.
Анна Кузяева, коллекционер, советник президента «ЭР-Телеком»
С чего началась ваша коллекция?
Это, пожалуй, один из тех вопросов, на которые сложно ответить однозначно. Искусство всегда было частью моей жизни: с детства оно окружало меня дома, а постоянные походы в музеи и занятия в мастерской художественного проектирования сыграли важную роль в моем становлении. Но в моей коллекции есть одна особенность — любое исполнение арта с одуванчиками сразу попадает ко мне в дом. Это растение я особенно люблю, и оно несёт для меня глубокий личный смысл.
Какими качествами должен обладать коллекционер?
Коллекционер должен обладать страстью к искусству и любопытством, а также быть терпеливым и внимательным. Важно открыто относиться к новым идеям и постоянно учиться, поскольку мир искусства быстро меняется. Настойчивость в поиске уникальных произведений имеет большое значение, а способность оценивать искусство не только с инвестиционной точки зрения, но и с культурной, крайне важна. И, конечно, необходимо доверять своей интуиции.
Какие советы вы бы дали начинающим коллекционерам?
Начинающим коллекционерам я бы посоветовала начать с изучения искусства, посещения выставок и общения с художниками и другими коллекционерами. Это поможет развить вкус, насмотренность и понять, что вас действительно привлекает. Обязательно посещайте мастерские художников — ничто не покажет вам мир художников так, как место, где они творят. Не бойтесь начинать с небольших приобретений — такие работы могут стать настоящими жемчужинами вашей коллекции. Главное — выбирайте то, что вам действительно нравится и вызывает эмоции.
Важно развивать свою насмотренность и путешествовать, изучать искусство своими глазами, чтобы лучше понимать, что вам импонирует. Например, осматривайте выставку самостоятельно перед тем, как брать экскурсию, чтобы сформировать своё собственное восприятие.
Как определить предмет коллекционирования?
Определение предмета коллекционирования зависит от ваших интересов и личных предпочтений. Это может быть определённый стиль, эпоха или конкретный художник. Важно сосредоточиться на том, что действительно вас вдохновляет и имеет для вас значимость.
Какую выставку из актуальных сейчас вы порекомендуете?
Рекомендую посетить выставку в инженерном корпусе Третьяковской галереи: «Адепты красного. Малявин & Архипов». Оба художника — яркие представители русского импрессионизма.
Не могу не упомянуть выставку, к которой я имею отношение: «Дом в пространстве .ru: 30 лет Рунета», организованную провайдером Дом.ру в Бизнес-центре Central City Tower. Кажется, что интернет был всегда, а русскому интернету всего лишь 30 лет. Мы с командой Дом.ру выбрали девять современных художников — Полину Абину, Алексея Себякина, Дарью Арбузову, Славу Нестерова, Кирилла Манчунского, Турбена, Романа Головко, Альфию Шайхулову и Даниила Кудряшова. Все авторы в своих работах размышляли над прошлым, настоящим и будущим российского интернета.