Соня Аржаных рассказала Grazia о первом гонораре, синдроме самозванца и съемках в интимной сцене
GRAZIA: Соня, мы с тобой пишем интервью ранним утром. Это стереотип, что актеры спят до обеда?
СОНЯ АРЖАНЫХ: Как любому нормальному человеку, мне важно высыпаться. Здоровый сон лежит в основе пирамиды Маслоу. Когда есть какие-то ответственные мероприятия, запланированные на утро, встаю без будильника по своим внутренним часам. Предпочитаю собраться заранее, чтобы было какое-то время успокоиться и не лететь на встречу с бешеными глазами. Если дело касается работы, опаздываю крайне редко: никогда не просыпала смены, благо еще есть люди, которые контролируют актеров, чтобы они не допускали никаких опозданий. Но своих друзей и молодого человека я не щажу, периодически заставляя себя ждать. Мне очень стыдно, но когда-нибудь я с этим справлюсь, обещаю.
GRAZIA: Соня, знаю, что ты должна была стать стоматологом, но свернула не туда...
С. А.: Да, я добровольно ушла от «золотой жилы» стоматологии в самую зависимую и нестабильную профессию на свете. Чувствую себя немного героиней Ани Чиповской из «Оттепели», которая должна была учиться на химика, но внезапно оказалась в кино. Сложно говорить, насколько я была артистичным и харизматичным ребенком, но на детских видео себе очень нравлюсь. А история обычная: в детстве занималась в театральной студии. В ней был особый микроклимат, нам всем хотелось туда поскорее сбежать, особенно если в школе или дома что-то было не то: до определенного момента студия была спасением, психологическим якорем. Также я серьезно занималась рисованием.
GRAZIA: Ты училась в художественной школе?
С. А.: Родители посчитали, что это будет в ущерб основному образованию, поэтому я занималась индивидуально с прекрасным педагогом. Сейчас рисую редко, хотя у меня лежит коробочка с кисточками и масляными красками. Мне хочется возвращаться к рисованию, когда я не очень хорошо себя чувствую или когда хочется сублимировать – для меня это что-то вроде арт-терапии. Обычно я сажусь перед белым холстом и думаю, что сейчас испытываю. Рождаются самые разные вещи: от натюрмортов до абстракций. В локдаун я вставала, завтракала и уходила на балкон с красками. Могла там провести весь день – это помогало мне справиться с переживаниями.
GRAZIA: И как творческий человек оказался в медицине?
С. А.: Мои родители медики: мама – косметолог, папа – анестезиолог. В семье врачей, как правило, дети идут по их стопам. Это сфера, где все друг друга знают, родители считали, что, даже если я не стану талантливым врачом, то все равно устроюсь в жизни. Как минимум найду себе богатого стоматолога-армянина. Шутка! У меня были успехи в химии и биологии, я выигрывала олимпиады, но, чем больше посвящала этому время, тем отчетливее понимала, что не хочу в этом развиваться дальше. Медицина требует стопроцентной отдачи, и мне не хотелось, возможно, как девочке с синдромом отличницы, быть средним специалистом. В результате все-таки поступила в Третий мед на бюджет. Отучилась на стоматолога полтора года, встретила очень классных ребят, одержимых профессией. После первого дня позвонила родителям в слезах и сказала, что я не хочу там учиться, на что мне сказали: подумай, присмотрись, найди что-то интересное для себя. И я нашла: театральную студию при институте, которая стала моим спасением.
GRAZIA: Когда ты окончательно поняла, что это не твое, у тебя уже был план B?
С. А.: Приезд в Москву из Тулы подарил мне огромное количество знакомств с разными людьми. В тот момент я активно занималась пленочной фотографией и, если видела какого-то красивого человека, могла ему написать: «Привет, давай я тебя поснимаю». Таким образом я познакомилась с несколькими актерами, например с Ваней Морозовым, которого увидела на «Кинопоиске» в проекте «Водоворот». Я снимала день рождения дочери Никиты Кукушкина и Ани Назаровой, где было много людей из индустрии. Позже актриса Юлия Беляева выложила мое видео в соцсети, и меня заметил кастинг-директор проекта «Цикады», которого тогда еще не было в планах. Мне позвонила Катя Лобанова и спросила, есть ли у меня актерская визитка, а я пропищала ей в трубку, что с детства мечтала сниматься в кино, но учусь на стоматолога. То, что казалось таким нереальным и далеким, стало так близко. Потом наступил ковид, и я несколько месяцев безостановочно вела с собой внутренний диалог на тему: уходить из вуза или оставаться. В тот момент я была совершенно без кожи, единственное, что мне хотелось получить от родителей, – это поддержку. Спасибо большое им за любовь, за веру и принятие моего выбора. Если бы этого не было, наверное, я не нашла бы в себе силы уйти из меда.
GRAZIA: Как быстро ты начала сниматься?
С. А.: Я поступила на подготовительные курсы в Школу-студию МХАТ, через полгода у меня появился агент. Первый проект у меня случился параллельно с поступлением. Я начала ходить на пробы. У меня был огромный комплекс самозванца, но за счет того, что я работала интуитивно и просто жила на площадке, все получалось просто и легко. В год, когда я поступала, у меня случились три проекта. Совершенно сумасшедшее лето! Я почти не спала, не ела – мой рацион состоял из шоколадки, банана и редбулла. У меня была такая концентрация эндорфинов в крови, что я не успевала расстраиваться проваленным турам во время поступления. Моя жизнь круто изменилась: я, как в дурацкой рекламе кофе, просыпалась с улыбкой на лице, излучала добро и позитив, потому что была неимоверно счастлива. Исполнилась моя мечта. Потом началась учеба, и произошло первое столкновение с собственной беспомощностью, я поняла, что, оказывается, ничего не знаю о профессии. Сколько работы предстоит, сколько всего нужно посмотреть, послушать! Наивно полагала, что, если я поступаю в институт в 20 лет, у меня за плечами жизненный опыт, я взрослая и осознанная, но после первого показа на педагогов и зрителей я плакала в туалете навзрыд, поскольку была ужасно разочарована в себе. Потом меня долго никуда не утверждали, от чего-то я отказывалась, отдавая приоритет учебе. А позже случились «Цикады», после которых со мной произошла удивительная трансформация.
GRAZIA: Что ты имеешь в виду?
С. А.: Все, что происходило у нас на площадке, – моя большая актерская и человеческая удача. Там я получила огромный опыт, но после завершения съемок, поняла, что хочу научиться делать своих персонажей еще объемнее и интереснее. Мне хотелось доказать себе, что я могу примерять на себя разные амплуа. Из-за того, что моя героиня достаточно закрытый человек с узким спектром эмоций, она все проживает через сдержанность. Придумывать ее было интересно, но не сложно. Чтобы начать развиваться в профессии, нужно получить какой-то челлендж, посредством которого я смогла бы убрать внутренние зажимы. Я решила посвящать больше времени учебе, отслеживать внутренние изменения и прорабатывать моменты, которые меня смущали. Оказалось, что у меня есть комедийный дар. Мы ставили отрывки из «Братьев Карамазовых», никак не могли к ним подступиться и нашли подход к Достоевскому через юмор и иронию. Я счастлива, что смогла подарить людям простые позитивные эмоции и возможность посмеяться. Есть забавная история про меня. В детстве, когда я прочитала «Муму», сильно рыдала. Мне всегда казалось, что теперь я выросла, стала сдержанной и холодной, а тот впечатлительный, эмоциональный ребенок остался в прошлом. И с удивлением обнаружила, что актерская профессия вернула меня в состояние той маленькой искренней девчонки, которая рыдает над учебником литературы. Если моей героине физически больно, мне тоже. В такие моменты нужно выдохнуть и сказать себе: это происходит не со мной, это просто моя профессия.
GRAZIA: Давай вернемся к «Цикадам»! Какой тебе показалась Алина, когда ты прочла сценарий, много ли в ней от тебя?
С. А.: Алина совершенно не похожа на меня. Но какие-то вещи нас объединяют. Например, она слушает музыку, которую люблю я. Она зарисовывает что-то в скетчбуке и вообще очень любит рисовать – для нее это побег от реальности. Этим наделила ее я, мне это близко. Что касается характера, взаимоотношений с окружающими, мы разные: я всегда была веселушкой, отличницей, активисткой, никогда не сидела в классе тихо. В то же время у меня в жизни были депрессивные эпизоды, поэтому я смогла поставить себя на ее место, посочувствовать, и, вообще, я очень ее полюбила. Вокруг Алины собрались эгоисты, которые не умеют любить, что привело к жутким последствиям.
GRAZIA: Когда ты собирала роль, где ты искала характер: в книгах, людях?
С. А.: Какие-то вещи, связанные с психофизикой, органикой, поведением, взяла у своих знакомых. Я достаточно эмпатична: мне кажется, что у меня на лбу написано «Доверься мне», «Поделись своими переживаниями». Если вижу, что человек находится в каком-то раздрае, мне всегда хочется помочь, особенно если это близкий.
GRAZIA: После того как съемки завершились, что ты вынесла из этого образа?
С. А.: От Алины мне ничего не хотелось брать, но я взяла. И это было ужасно. Несколько месяцев после завершения съемок я была Алиной – человеком с опущенной головой, безэмоциональным, рефлексирующим. Я не могла выйти из образа, и это меня съедало. В какой-то момент мне стало страшно. Конечно, это не «Необратимость» Гаспара Ноэ, но я не хотела переживания Алины тащить в свою жизнь. В какой-то момент начала отслеживать: действительно я это испытываю или хочу погрузить себя в такое состояние, чтобы пострадать и почувствовать себя более живой. Чаще всего мне предлагают два типа героинь: или наглых девчонок, антагонисток главного героя, или персонажей типа Алины, на чью долю выпадает огромное количество несчастий. От первого типа я взяла себе смелость, открытость, потому что в нашей профессии без здоровой наглости многого не добьешься, просто нужно чувствовать моменты, когда ты можешь себе разрешить быть такой. Я нашла баланс между скромностью и раскрепощенностью, наглостью и харизмой.
GRAZIA: Сценарий написан взрослыми, были ли ситуации, которые казались неправдоподобными?
С. А.: Многие люди старшего поколения не представляют, что сейчас в школе происходит. А там случаются вещи гораздо хуже, чем показано в картине. Хотя в моей жизни такого не было, я знаю истории, которые больше напоминают сводки криминальной России, нежели моменты из жизни старшеклассников. А в плане того, что там сюжетно происходит, никаких претензий. Единственное, нас огорчило, что на площадке было придумано много прикольных и интересных вещей про отношения ребят, но они остались за кадром. Некоторые сцены вызывают вопросы.
GRAZIA: Соня, вопрос про интимную сцену. На Западе есть специальный координатор, который следит за комфортом артиста, а как это происходит у нас?
С. А.: С Гришей Верником мы познакомились за год до «Цикад» – мы снимались в пилотном проекте, где тоже играли пару. Там у нас была постельная сцена, первая для меня и него. Когда нас утвердили в «Цикады», мы смеялись, что у нас уже была репетиция. Перед началом съемок мы говорили с режиссером, нас очень поддерживала команда, те, чье присутствие не требовались на площадке, ушли. Гриша – человек, который тонко чувствует границы других и умеет разрядить напряженную атмосферу хорошей шуткой. Я слукавлю, если скажу, что мы не чувствовали дискомфорта, но точно нам обоим хотелось не доставлять его друг другу. У нас на площадке царила максимально экологичная атмосфера: любовь, поддержка, уважение абсолютно всех. После каждого дубля меня спрашивали, комфортно ли мне, как я себя чувствую, меня согревали, приносили мне чай. Такая команда – большая редкость. Мне благоволит удача. Вселенная, надеюсь, я тебя сейчас не разозлю? Мне везет на встречи с людьми, я вовремя получаю знаки от окружающего мира, которые позволяют мне в моменте принимать правильные решения.
GRAZIA: Где ты себя видишь лет через десять?
С. А.: Не хочу себя ограничивать. Кино очень интересная сфера, но когда я общаюсь людьми, которые работают в медиакоммуникациях, пиаре, журналистике, мне хочется попробовать все. В прошлом году в рамках фестиваля «Зимний» был мастер-класс Жоры Крыжовникова. Когда его спросили: «Как молодой актрисе добиться успеха?», он ответил: «Нужно найти себе молодого перспективного режиссера и ждать, когда он будет вас снимать в кино или самой написать сценарий, запичинговать его и снять». Второй вариант мне очень нравится, это реально осуществить. Тем более когда у тебя есть имя в профессии и ты знаком с людьми, которые могут тебя направить в правильное русло. В общем, у меня наполеоновские планы по захвату кинематографа. Мне очень нравится создавать, придумывать – мечтаю написать сценарий. Если я увлекаюсь, могу самозабвенно днями и ночами заниматься тем, что приносит мне удовольствие, особенно если это связано с творчеством. Другое дело, что времени на это не очень много, даже читать не успеваю, это меня очень расстраивает. Ограничила себе инстаграм (запрещенная сеть в России) до 30 минут, чтобы вернуть мозг в тонус.
Фотограф: Максим Чуркин. Идея и стиль: Алиса Жидкова. Интервью: Екатерина Сахарова. Волосы: Маргарита Ханукаева. Макияж: Ольга Чарандаева. Ассистенты фотографа: Сергей Соломатин, Сергей Бузин. Ассистенты стилиста: Екатерина Лазаренко, Диана Хаитваева. Видеограф: Анастасия Калюжная. Продюсер: Яна Савина.
Благодарим компанию «Текстильная лавка» (Огородный проезд, 6) за предоставленный для съемки реквизит
GRAZIA: Ты не очень активно ведешь соцсети, неинтересно?
С. А.: В какой-то момент я перестала постить. Не было настроения. Сейчас для меня соцсети больше рабочий инструмент, делиться чем-то личным не очень хочется. Я могу сколько угодно говорить, что не переживаю из-за негативных комментариев, но рефлексирую невероятно. Понимаю, что хейтерам невозможно доказать, сколько талантливых людей работало на проекте, сколько сил они вложили. Я нормально отношусь к конструктивной критике и готова вступать в диалог. Но почему некоторые люди с самого утра пишут гадости? Видимо, в отсутствие чего-то хорошего они хотят транслировать негатив в жизнь других. Наверное, если бы у меня была справка с печатью о том, что «Соня Аржаных – талантливая актриса», мне было бы проще. Но мы, к счастью, не живем в антиутопии.
GRAZIA: Я видела твою видеовизитку, где ты говоришь, что ты талантливая...
С. А.: Ну это как аутотренинг: «Я самая обаятельная и привлекательная». Если бы меня спросили, какая я актриса, ответила бы: способная, та, с которой можно работать, потому что она слышит.
Фотограф: Максим Чуркин. Идея и стиль: Алиса Жидкова. Интервью: Екатерина Сахарова.
Волосы: Маргарита Ханукаева. Макияж: Ольга Чарандаева. Ассистенты фотографа: Сергей Соломатин, Сергей Бузин. Ассистенты стилиста: Екатерина Лазаренко, Диана Хаитваева.Видеограф: Анастасия Калюжная. Продюсер: Яна Савина.
Благодарим компанию «Текстильная лавка» (Огородный проезд, 6) за предоставленный для съемки реквизит.