«Срабатывает синдром самозванца»: Стася Милославская о шекспировских страстях в работе и жизни
GRAZIA: Стася, совсем скоро состоится премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Все что угодно». Расскажите о нем.
Стася Милославская: У нас остался текст Шекспира, но, мне кажется, в 2021 году скучно ставить классику в каноническом смысле. Мы пытаемся оживить его, сделать его настоящим, человеческим, чтобы зрителю было понятно, о чем говорят артисты. Я играю камеристку Марию, главную, как мы с режиссером поняли, затейницу и хулиганку дворца. Сначала немного расстроилась, как же так: я – и не героиня, но потом поняла, что это даже интереснее актерски – есть большое поле для анализа и поиска персонажа. У нас замечательная команда: Олег Меньшиков, Саша Петров, Саша Бортич. А мои главные партнеры – Антон Колесников и приглашенный Антон Лапенко, на репетициях нам было очень весело, надеюсь, что и зрителям тоже будет. Должен получиться хулиганский спектакль. По крайней мере, у нас все для этого есть.
GRAZIA: В спектакле много музыки?
Стася Милославская: У нас живой бэнд с разным репертуаром – от Шопена до джазовых композиций. Когда начали репетировать вместе с музыкантами, оказалось тяжело, потому что одно дело, когда ты знаешь, что в определенный момент заработает фонограмма, другое – когда перед тобой живые люди. Такие же участники спектакля. Они должны услышать конкретную реплику и по ней вступить. Это коллективная работа, музыка не должна перекрывать текст, и наоборот.
GRAZIA: Это уже вторая постановка по Шекспиру в вашей биографии. Джульетта была для вас ролью мечты, как для многих актеров – Гамлет?
Стася Милославская: Честно говоря, на тот момент да. Мне хотелось поставить галочку, все, мол, яд я выпила. Меня пригласили в спектакль, когда я была еще студенткой второго курса, в состав к Даше Мельниковой. Потом у нее же в интервью я прочитала хорошую фразу, что «самое приятное в роли Джульетты – это когда тебе ее предлагают». Я играла в постановке несколько лет, потом мое сотрудничество с Театром Ермоловой закончилось (кто бы знал тогда, что на время). Это был интересный опыт. Весь спектакль в стихотворной форме, а это довольно непросто: если вдруг ты сбился, то собраться невероятно сложно. Дико волновалась, читая самый длинный монолог (перед тем как Джульетта выпивает яд), но, к счастью, справилась.
GRAZIA: Насколько театр важен для вас?
Стася Милославская: Пока я училась в институте, у меня было два театра, а после стало ноль. В Театр Пушкина меня не взяли, а в другие я сама особо не показывалась, не было желания. Но время было прекрасное: я была предоставлена сама себе, много путешествовала и снималась в кино. Тогда я думала, что театр не особо мне и нужен. Но потом позвонил режиссер Максим Диденко и пригласил в спектакль «Текст», который он ставил в Театре Ермоловой. Я согласилась. А после Олег Евгеньевич Меньшиков (худрук театра. – Примеч. Grazia) сказал: «А давай к нам на постоянку!» И я осталась. Затем ввелась в «Утиную охоту», потом стала выпускать свои спектакли. Я в этом театре уже четвертый год и понимаю, что он мне нужен. У спортсменов есть зал, где они работают над собой и готовятся к разным соревнованиям, а у актеров – театр. Он очень дисциплинирует. Я не готова служить театру, мне важно, чтобы оставалось время на кино и себя, и, к счастью, Олег Евгеньевич это понимает и с ним всегда можно договориться.
GRAZIA: Вы до сих пор волнуетесь перед выходом на сцену?
Стася Милославская: Мандраж присутствует всегда. В этом плане артисты делятся на два типа: на тех, кто за несколько часов начинает нервничать, и на тех, кто за минуту до. Я отношусь ко вторым. Могу быть спокойной весь день, но за несколько минут до выхода на сцену у меня начинают потеть ладони. Я ничего с этим не делаю, просто выхожу в открытый космос. В кино я волнуюсь только в первый съемочный день, когда еще не знакома с режиссером, группой. У меня иногда так проявляется психосоматика, что могу даже заболеть. Начинаю себя изводить, что не справлюсь, а они все поймут, что не нужно было ее брать... В общем, срабатывает синдром самозванца. Главное – не доводить до кабинета психотерапевта. Наверное, это лучше, чем когда артист слишком уверен в себе.
GRAZIA: Для вас существует разница, когда вы выходите на площадку, условно, с Меньшиковым или вчерашним выпускником?
Стася Милославская: Конечно, величина Олега Меньшикова неоспорима. Но тут вопрос не в личности, а в опыте. Состоявшийся артист больше понимает про профессию, нежели начинающий, но это не говорит о том, что этот начинающий хуже. Я работала с Андреем Смоляковым, с Константином Хабенским, со Светланой Ходченковой – все они потрясающие партнеры и артисты. Наверное, хорошо, что их присутствие не дает тебе расслабиться, такая ответственность, наоборот, стимулирует.
GRAZIA: Бывали ли у вас ситуации, когда вы чувствовали соперничество?
Стася Милославская: Мне везет на партнеров в кино и театре – все меня поддерживают. Большие артисты – большие люди, и они никогда не забывают о том, что тоже когда-то начинали. В любом случае это конкурентная среда, и тут вопрос, как к этому относиться. Я долгое время говорила, что у меня нет конкурентов не потому, что я лучше, а потому, что не хочу существовать в этой системе координат. Мое от меня не уйдет, а чужого мне не надо. Я борюсь только с собой. Когда бывает простой в работе, иногда появляются мысли, что я никому не нужна, но это все минутная слабость.
GRAZIA: Расскажите, где вы сейчас снимаетесь.
Стася Милославская: Хожу на пробы, знакомлюсь с режиссерами, прощупываю почву, но пока нахожусь в ожидании. Нет желания растрачивать себя на какую-то ерунду. Есть предложения, но мне хочется, чтобы следующий проект случился по любви. Чтобы я прочла сценарий и поняла, что не могу не принять в этом участия, чтобы загорелись глаза. Пока этого не произошло.
GRAZIA: Стася, а каким фильмом вы гордитесь больше всего?
Стася Милославская: Картиной «Бык», где режиссер сумел показать меня с другой стороны. Кто-то видит во мне тургеневскую девушку, кто-то – нескладную пацанку, а Борис Акопов дал мне себя раскрыть. Я рада, что зрители и индустрия увидели, что я не только веселая девочка с хвостиками с канала СТС.
GRAZIA: Когда у вас несколько проектов параллельно, трудно ли проживать разных персонажей?
Стася Милославская: Я четко разделяю себя и персонажа, поэтому мне несложно. Фильмы «На острие», «Один вдох» и «Бык» снимались одновременно. В один день я фехтовала, в другой – «быковала». (Смеется.) Было тяжело, но я обладала огромным количеством сил и энергии. В то время я только окончила институт и просто не могла отказаться от таких предложений. Как однажды сказал Константин Аркадьевич Райкин: «Такими харчами не разбрасываются». Сейчас я бы хотела погрузиться в один материал и все делать последовательно.
GRAZIA: А правда ли, что фехтование вам никогда не нравилось?
Стася Милославская: Я восприняла это как вызов и подумала, что жизнь дала мне второй шанс. Меня привлекала сама героиня и ее эволюция в рамках сценария. Да, в институте у меня не задалось с этим предметом (у нас было сценическое фехтование), но ведь спортивное совершенно другое – скупое на движения, но очень быстрое. Некоторые комбинации оказались сложными, но самым важным для меня было не овладеть фехтованием, а сделать так, чтобы зритель поверил в то, что я профессиональная спортсменка.
GRAZIA: Что еще вам пришлось освоить ради съемок?
Стася Милославская: В сериале «Совершенно летние», который мы снимали в прошлом году в Геленджике, я играла пловчиху. Она должна была прыгать рыбкой вниз головой, что для меня большая проблема. Несмотря на то что я занималась с тренером, меня крепили троссами, это был огромный стресс. При этом я должна была красиво войти в воду, держать ровно ноги и контролировать лицо. Когда подвесили вверх ногами, у меня началась паника. В итоге я ныряла, но этот страх так и не смогла преодолеть.
GRAZIA: Вы бы хотели поработать на Западе?
Стася Милославская: У меня был такой опыт, но пока не могу говорить о проекте. Шестого января я собрала два чемодана и на пять месяцев улетела на съемки в Мадрид. Мы жили в закрытой гостинице, три раза в неделю сдавали тесты, все было по протоколу. Летать домой было запрещено из-за мер безопасности, связанных с ковидом. А выходных у меня было довольно много, потому что проект снимался в хронологическом порядке. Я отметила по зуму свой день рождения. Сначала практически ни с кем не общалась, очень сильно стеснялась говорить по-английски (он у меня неидеальный). В первый съемочный день из-за стресса даже не сразу поняла, что команда «Action!» адресована мне. Меня это замотивировало заниматься изучением языка, стало интересно учить его для себя самой.
GRAZIA: С кем из западных режиссеров вы мечтаете поработать?
Стася Милославская: Кристофер Нолан для меня номер один, мне очень нравятся его фильмы. Но у него обычно немного женских ролей. На самом деле я рада любому опыту, прошлый год подкинул такой проект, а вот что этот принесет, не знаю. Если говорить о жанре, то каждая девочка мечтает сняться в историческом кино – костюмы, веер, прическа. Но больше всего хочу сыграть в мюзикле наподобие «Ла-Ла Ленда».
GRAZIA: А вы поете?
Стася Милославская: У меня есть музыкальное образование и абсолютный слух. Мой папа композитор, мама пела. Петь я не умею, но это можно исправить.
GRAZIA: Стася, чем вы заняты в выходной день?
Стася Милославская: Люблю проводить время дома, укрывшись пледом, пить какао и смотреть сериалы. Осенью меня можно часто встретить в ванной, наполненной пеной. Раньше не любила, а сейчас просто обожаю соли, пены, бомбочки. До ноябрьского локдауна пошла на растяжку и стала получать от этого удовольствие, хотя после института спортом не занималась. А если выпадает отпуск, я еду на море. Вообще, у меня мечта уехать на месяц в тропики – в Таиланд или Индию. Но длительный отпуск во время театрального сезона невозможен. А так – на море хочется всегда: и летом, и зимой.
Фото: Maksim Churkin @Vproject.pro. Идея и cтиль: Алиса Жидкова.
Интервью: Екатерина Сахарова