«Срабатывает синдром самозванца»: Стася Милославская о шекспировских страстях в работе и жизни

20 ноября в Театре имени Ермоловой состоится премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Все что угодно» режиссера Олега Долина. Актриса Стася Милославская, исполнившая одну из ролей, рассказала Grazia, почему новая инсценировка комедии Шекспира понравится современному зрителю.
Стася Милославская
Стася Милославская
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Стася, совсем скоро состоится премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Все что угодно». Расскажите о нем.

Стася Милославская: У нас остался текст Шекспира, но, мне кажется, в 2021 году скучно ставить классику в каноническом смысле. Мы пытаемся оживить его, сделать его настоящим, человеческим, чтобы зрителю было понятно, о чем говорят артисты. Я играю камеристку Марию, главную, как мы с режиссером поняли, затейницу и хулиганку дворца. Сначала немного расстроилась, как же так: я – и не героиня, но потом поняла, что это даже интереснее актерски – есть большое поле для анализа и поиска персонажа. У нас замечательная команда: Олег Меньшиков, Саша Петров, Саша Бортич. А мои главные партнеры – Антон Колесников и приглашенный Антон Лапенко, на репетициях нам было очень весело, надеюсь, что и зрителям тоже будет. Должен получиться хулиганский спектакль. По крайней мере, у нас все для этого есть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: В спектакле много музыки?

Стася Милославская: У нас живой бэнд с разным репертуаром – от Шопена до джазовых композиций. Когда начали репетировать вместе с музыкантами, оказалось тяжело, потому что одно дело, когда ты знаешь, что в определенный момент заработает фонограмма, другое – когда перед тобой живые люди. Такие же участники спектакля. Они должны услышать конкретную реплику и по ней вступить. Это коллективная работа, музыка не должна перекрывать текст, и наоборот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стася Милославская
Стася Милославская

GRAZIA: Это уже вторая постановка по Шекспиру в вашей биографии. Джульетта была для вас ролью мечты, как для многих актеров – Гамлет?

Стася Милославская: Честно говоря, на тот момент да. Мне хотелось поставить галочку, все, мол, яд я выпила. Меня пригласили в спектакль, когда я была еще студенткой второго курса, в состав к Даше Мельниковой. Потом у нее же в интервью я прочитала хорошую фразу, что «самое приятное в роли Джульетты – это когда тебе ее предлагают». Я играла в постановке несколько лет, потом мое сотрудничество с Театром Ермоловой закончилось (кто бы знал тогда, что на время). Это был интересный опыт. Весь спектакль в стихотворной форме, а это довольно непросто: если вдруг ты сбился, то собраться невероятно сложно. Дико волновалась, читая самый длинный монолог (перед тем как Джульетта выпивает яд), но, к счастью, справилась.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Насколько театр важен для вас?

Стася Милославская: Пока я училась в институте, у меня было два театра, а после стало ноль. В Театр Пушкина меня не взяли, а в другие я сама особо не показывалась, не было желания. Но время было прекрасное: я была предоставлена сама себе, много путешествовала и снималась в кино. Тогда я думала, что театр не особо мне и нужен. Но потом позвонил режиссер Максим Диденко и пригласил в спектакль «Текст», который он ставил в Театре Ермоловой. Я согласилась. А после Олег Евгеньевич Меньшиков (худрук театра. – Примеч. Grazia) сказал: «А давай к нам на постоянку!» И я осталась. Затем ввелась в «Утиную охоту», потом стала выпускать свои спектакли. Я в этом театре уже четвертый год и понимаю, что он мне нужен. У спортсменов есть зал, где они работают над собой и готовятся к разным соревнованиям, а у актеров – театр. Он очень дисциплинирует. Я не готова служить театру, мне важно, чтобы оставалось время на кино и себя, и, к счастью, Олег Евгеньевич это понимает и с ним всегда можно договориться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Вы до сих пор волнуетесь перед выходом на сцену?

Стася Милославская: Мандраж присутствует всегда. В этом плане артисты делятся на два типа: на тех, кто за несколько часов начинает нервничать, и на тех, кто за минуту до. Я отношусь ко вторым. Могу быть спокойной весь день, но за несколько минут до выхода на сцену у меня начинают потеть ладони. Я ничего с этим не делаю, просто выхожу в открытый космос. В кино я волнуюсь только в первый съемочный день, когда еще не знакома с режиссером, группой. У меня иногда так проявляется психосоматика, что могу даже заболеть. Начинаю себя изводить, что не справлюсь, а они все поймут, что не нужно было ее брать... В общем, срабатывает синдром самозванца. Главное – не доводить до кабинета психотерапевта. Наверное, это лучше, чем когда артист слишком уверен в себе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стася Милославская
Стася Милославская

GRAZIA: Для вас существует разница, когда вы выходите на площадку, условно, с Меньшиковым или вчерашним выпускником?

Стася Милославская: Конечно, величина Олега Меньшикова неоспорима. Но тут вопрос не в личности, а в опыте. Состоявшийся артист больше понимает про профессию, нежели начинающий, но это не говорит о том, что этот начинающий хуже. Я работала с Андреем Смоляковым, с Константином Хабенским, со Светланой Ходченковой – все они потрясающие партнеры и артисты. Наверное, хорошо, что их присутствие не дает тебе расслабиться, такая ответственность, наоборот, стимулирует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Бывали ли у вас ситуации, когда вы чувствовали соперничество?

Стася Милославская: Мне везет на партнеров в кино и театре – все меня поддерживают. Большие артисты – большие люди, и они никогда не забывают о том, что тоже когда-то начинали. В любом случае это конкурентная среда, и тут вопрос, как к этому относиться. Я долгое время говорила, что у меня нет конкурентов не потому, что я лучше, а потому, что не хочу существовать в этой системе координат. Мое от меня не уйдет, а чужого мне не надо. Я борюсь только с собой. Когда бывает простой в работе, иногда появляются мысли, что я никому не нужна, но это все минутная слабость.

GRAZIA: Расскажите, где вы сейчас снимаетесь.

Стася Милославская: Хожу на пробы, знакомлюсь с режиссерами, прощупываю почву, но пока нахожусь в ожидании. Нет желания растрачивать себя на какую-то ерунду. Есть предложения, но мне хочется, чтобы следующий проект случился по любви. Чтобы я прочла сценарий и поняла, что не могу не принять в этом участия, чтобы загорелись глаза. Пока этого не произошло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стася Милославская
Стася Милославская

GRAZIA: Стася, а каким фильмом вы гордитесь больше всего?

Стася Милославская: Картиной «Бык», где режиссер сумел показать меня с другой стороны. Кто-то видит во мне тургеневскую девушку, кто-то – нескладную пацанку, а Борис Акопов дал мне себя раскрыть. Я рада, что зрители и индустрия увидели, что я не только веселая девочка с хвостиками с канала СТС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Когда у вас несколько проектов параллельно, трудно ли проживать разных персонажей?

Стася Милославская: Я четко разделяю себя и персонажа, поэтому мне несложно. Фильмы «На острие», «Один вдох» и «Бык» снимались одновременно. В один день я фехтовала, в другой – «быковала». (Смеется.) Было тяжело, но я обладала огромным количеством сил и энергии. В то время я только окончила институт и просто не могла отказаться от таких предложений. Как однажды сказал Константин Аркадьевич Райкин: «Такими харчами не разбрасываются». Сейчас я бы хотела погрузиться в один материал и все делать последовательно.

GRAZIA: А правда ли, что фехтование вам никогда не нравилось?

Стася Милославская: Я восприняла это как вызов и подумала, что жизнь дала мне второй шанс. Меня привлекала сама героиня и ее эволюция в рамках сценария. Да, в институте у меня не задалось с этим предметом (у нас было сценическое фехтование), но ведь спортивное совершенно другое – скупое на движения, но очень быстрое. Некоторые комбинации оказались сложными, но самым важным для меня было не овладеть фехтованием, а сделать так, чтобы зритель поверил в то, что я профессиональная спортсменка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Стася Милославская
Стася Милославская

GRAZIA: Что еще вам пришлось освоить ради съемок?

Стася Милославская: В сериале «Совершенно летние», который мы снимали в прошлом году в Геленджике, я играла пловчиху. Она должна была прыгать рыбкой вниз головой, что для меня большая проблема. Несмотря на то что я занималась с тренером, меня крепили троссами, это был огромный стресс. При этом я должна была красиво войти в воду, держать ровно ноги и контролировать лицо. Когда подвесили вверх ногами, у меня началась паника. В итоге я ныряла, но этот страх так и не смогла преодолеть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Вы бы хотели поработать на Западе?

Стася Милославская: У меня был такой опыт, но пока не могу говорить о проекте. Шестого января я собрала два чемодана и на пять месяцев улетела на съемки в Мадрид. Мы жили в закрытой гостинице, три раза в неделю сдавали тесты, все было по протоколу. Летать домой было запрещено из-за мер безопасности, связанных с ковидом. А выходных у меня было довольно много, потому что проект снимался в хронологическом порядке. Я отметила по зуму свой день рождения. Сначала практически ни с кем не общалась, очень сильно стеснялась говорить по-английски (он у меня неидеальный). В первый съемочный день из-за стресса даже не сразу поняла, что команда «Action!» адресована мне. Меня это замотивировало заниматься изучением языка, стало интересно учить его для себя самой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: С кем из западных режиссеров вы мечтаете поработать?

Стася Милославская: Кристофер Нолан для меня номер один, мне очень нравятся его фильмы. Но у него обычно немного женских ролей. На самом деле я рада любому опыту, прошлый год подкинул такой проект, а вот что этот принесет, не знаю. Если говорить о жанре, то каждая девочка мечтает сняться в историческом кино – костюмы, веер, прическа. Но больше всего хочу сыграть в мюзикле наподобие «Ла-Ла Ленда».

Стася Милославская
Стася Милославская
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: А вы поете?

Стася Милославская: У меня есть музыкальное образование и абсолютный слух. Мой папа композитор, мама пела. Петь я не умею, но это можно исправить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Стася, чем вы заняты в выходной день?

Стася Милославская: Люблю проводить время дома, укрывшись пледом, пить какао и смотреть сериалы. Осенью меня можно часто встретить в ванной, наполненной пеной. Раньше не любила, а сейчас просто обожаю соли, пены, бомбочки. До ноябрьского локдауна пошла на растяжку и стала получать от этого удовольствие, хотя после института спортом не занималась. А если выпадает отпуск, я еду на море. Вообще, у меня мечта уехать на месяц в тропики – в Таиланд или Индию. Но длительный отпуск во время театрального сезона невозможен. А так – на море хочется всегда: и летом, и зимой.

Фото: Maksim Churkin @Vproject.pro. Идея и cтиль: Алиса Жидкова.
Интервью: Екатерина Сахарова