Стася Милославская о непростых съемках ленты «Челюскин. Первые» на зимней натуре, северном сиянии и любви к себе

20 февраля в онлайн-кинотеатре Wink выходит героическая ретродрама «Челюскин. Первые» режиссера Степана Коршунова. История арктической экспедиции на пароходе «Челюскин», в ходе которой он оказался в плену стихии, а экипаж пытался выжить на дрейфующей льдине. Стася Милославская, исполнившая роль метеоролога Ольги Сомовой, поделилась впечатлениями от работы над проектом.
Платье из полиэстера, «Май Май»; замшевые босоножки с жемчугом, Age of Innocence; серьги и браслет из бронзы с золотым покрытием, Misho, «Слепая курица»
Платье из полиэстера, «Май Май»; замшевые босоножки с жемчугом, Age of Innocence; серьги и браслет из бронзы с золотым покрытием, Misho, «Слепая курица»
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Расскажи, как ты попала в этот проект? И знала ли ты что-то раньше об экспедиции «Челюскина»?

Особо ничего не знала, только фамилия Челюскин была на слуху. Когда меня пригласили на пробы, у меня были странные ощущения, честно говоря. Я засомневалась. Вообще, у меня часто такое бывает – недавно поняла, что у меня многое в жизни идет через отказ. Мама рассказывала, что даже в детстве, когда она мне давала что-то попробовать, например новую еду, я делала гримасу и говорила, что не хочу и не буду. А потом пробовала, мне было вкусно, но признаться в этом я сразу не могла. Так и здесь было сначала, но я решила все-таки пойти на вторые пробы, и все сложилось.

К тому же я всегда говорила, что никогда не возьму зимний проект, поскольку ненавижу холод. Но никогда не говори «никогда». Так у меня было с фехтованием, например, там тоже все шло через преодоление. (Стася сыграла саблистку в фильме «На острие». – Прим. GRAZIA.) В итоге я согласилась, и не было ни дня, чтобы я пожалела, несмотря на все трудности, которые у нас происходили и на натуре, и в павильоне. Там была невыносимая жара, а из-за ветродуев в глаза постоянно летела соль, которую насыпали вместо сугробов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Ты говоришь про павильон с LED-экранами?

Да, наша съемочная группа – первая в России, которая снимала на LED-экранах в таком объеме. Когда мне сказали, что мы будем снимать нашу экспедицию в душном павильоне, я сначала расстроилась, но потом поняла, что такие масштабные съемки с огромным количеством участников сложны в техническом плане и КПД на натуре был бы гораздо ниже. Мы бы очень сильно зависели от погодных условий. А погода на Севере непредсказуемая и очень переменчивая: сегодня холод, завтра оттепель, послезавтра темно, послепослезавтра солнце. Просто невозможно найти льдину, которая бы стояла и ждала два месяца, пока мы снимаем кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В павильоне мы сами выбирали небо и северное сияние. Я впервые такое видела. До начала процесса приезжала специальная группа, которая запускала на экранах ветер в определенное положение, меняла солнце, луну, звезды. Наш оператор-постановщик крутил камеру в руках, и на LED-экранах все начинало смещаться. Честно говоря, моим гуманитарным мозгом я не очень понимаю, как работают эти технологии. После красоты, которую я увидела на экранах, реальное северное сияние мне не показалось уж таким невероятным. Картинка получилась очень красивой и натуральной: когда я ездила на озвучание и увидела смонтированный материал, не смогла отличить павильон от натуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Капюшон из полиэстера, вискозы и эластана,Stelmy
Капюшон из полиэстера, вискозы и эластана,Stelmy
Архивы пресс-службы

GRAZIA: А где проходили натурные съемки и какое место тебе понравилось больше всего?

Снимали в Териберке, Архангельске, часть съемочной группы летала на Чукотку. На натуре у нас были выстроены огромные яранги, в которых живут чукчи, домик для связистов... Мы на лыжах ходили по горам с Глебом Калюжным, были вещи, которые невозможно снять в павильоне.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Териберка – очень необычное место, ни на что не похожее. Это правда край земли, где до сих пор живут люди и водятся киты. Териберка была моей давней мечтой, кстати, там я впервые увидела полярное сияние. Я скачала специальное приложение, которое оповещает, что в радиусе ста метров от твоего местоположения ожидается северное сияние. И вечерами, когда мы сидели в ресторане гостиницы, как только я получала оповещение, мы будили тех, кто спал, быстро одевались и выбегали на улицу, чтобы посмотреть на небо. Это, конечно, чудо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Стася, как ты адаптировалась к холоду?

Было трудно больше не от холода, а термобелья и десяти слоев одежды, которая была под моим основным костюмом, тяжелых унтов. Каждый шаг требовал усилия. Мне казалось, что костюм весит больше, чем я. Бывало, что на двенадцатый час смены я промерзала изнутри так, что уже не спасали никакие слои. Но, как ни парадоксально, мне сложнее было в душном павильоне, где приходилось сниматься в тулупе и шерстяном собачьем свитере. И еще у меня была сверху надета оленья шкура. Люди в павильонах в обморок падали: дышать нечем, голова болит. Пару раз я тихонечко плакала, оттого что мне просто не хватало воздуха.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Жакет из лиоцелла и льна, Stelmy
Архивы пресс-службы
Платье из полиэстера, Masterpeace; кожаные босоножки, Principe di Bologna, No One; металлические серьги, Alberta Ferretti
Архивы пресс-службы

GRAZIA: А что за эпизод с собаками? Читала, что у вас случился форс-мажор.

В одной сцене нам с Димой Чеботаревым нужно было ехать в повозке, в которую запряжены хаски. На повороте мы не подраcсчитали траекторию движения, и наша повозка завалилась. Мы упали в сугроб, а у Димки, за что ему большое спасибо, сработал отцовский инстинкт – он за шкирку успел меня оттащить и тем самым спас, потому что следом за нами на огромной скорости шла вторая повозка с собаками. Огромные железные балки могли врезаться мне в спину... Даже думать об этом не хочется. Я очень испугалась тогда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Пришлось ли тебе на съемках что-то преодолевать физически?

Нет, но мне нужно было разобраться в предметах, с которыми работает моя героиня – метеоролог. Анемометр, гигрометр... Сейчас я уже не назову все эти приборы. Меня возили на метеорологический факультет МГУ, где объясняли принцип работы. Самое удивительное, что студенты учатся измерять все эти величины на приборах, которые использовались в 30-х годах прошлого века. Моя задача была сделать это убедительно, поэтому после я самостоятельно пыталась разобраться, как все функционирует: раскручивала, прикручивала, нажимала, вертела... Сейчас прогноз сделать не могу – после окончания съемок информация быстро забывается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: У твоей героини есть реальный прототип?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На корабле действительно была метеоролог Ольга Комова. Мы поменяли ей фамилию и немножечко судьбу – дорисовали разных кружев. Интересную историю придумали.

GRAZIA: Ты как-то сказала, что любишь привносить свои идеи на площадку. Как было на проекте «Челюскин»?

Нет такого, что я прихожу с тетрадкой и делаю замечания. Это скорее про то, как я вижу конкретную сцену. Иногда мой разбор не совпадает с режиссерским, и это нормально, мы вместе обсуждаем, договариваемся. Бывало так, что мы заходили в тупик в некоторых сценах, потому что на бумаге одно, а когда появляются живые люди – иное. Приходилось брать паузу и искать другие варианты решения.

GRAZIA: Расскажи про своих партнеров по площадке, с кем ты работала впервые?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мой основной партнер – Глеб Калюжный, которого я знаю 11 лет, вместе с ним мы снимались в сериале «Красные браслеты» у Наташи Мещаниновой. Мне тогда было 19 лет, это был мой кинодебют, а для Глеба в его 16 – вторая работа. С тех пор мы дружим, общаемся. И вот спустя 10 лет играем любовь. Это классно ложится на нашу историю, потому что его персонаж немного младше моей героини, которая замужем. Роль моего мужа исполнил Дима Чеботарев, которого я тоже знаю очень давно. Дима – большой профессионал, в последние годы его карьера мощно стала развиваться. Впервые работала с Кириллом Кяро, он невероятно обаятельный, добрый, нежный и очень смешной. Моя подруга Валери Зоидова сыграла радистку. Лера, которая в жизни очень сексуальная и манкая, непривычно смотрится в образе холодной, немного­словной женщины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Насколько тебе близок стиль 30-х?

У моей героини не так много нарядов – она ходила в одном тулупе или в летной униформе, поскольку ее муж летчик. Вообще, я очень люблю исторические проекты, мне нравится примерять на себя разные эпохи. Я пока не очень почувствовала 30-е, но когда мама увидела фотографии, то она вздохнула и сказала, что я вылитая бабушка. Один раз моя героиня надела платье, которое шили из винтажных тканей, цвета глубокого синего моря. Это, пожалуй, все, в остальное время – шапки, дубленка и варежки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Как ты думаешь, почему эта история сейчас будет интересна публике, и особенно молодому поколению?

Это захватывающая, масштабная история про преодоление, человеческий героизм, про то, как люди умели сплочаться, как были заряжены одной идеей. Современные люди – индивидуалисты, которые делают все только ради себя, собственной выгоды, своих целей, в чем нет ничего плохого. Поэтому особенно было интересно залезть в шкуру людей той эпохи и попробовать по-другому поразмышлять, когда ты не про себя, а про общее дело.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платье из полиэстера, Masterpeace; кожаные босоножки, Principe di Bologna, No One; металлические серьги, Alberta Ferretti
Архивы пресс-службы
Платье из полиэстера с металлическим декором, Marciano by Guess
Архивы пресс-службы

GRAZIA: По эпичности «Челюскин» напоминает «Титаник»...

Невозможно избавиться от этих сравнений. Главное различие в том, что в «Титанике» крушение корабля – развязка и кульминация, а у нас история с этого начинается. «Челюскин» – про выживание людей, которых на протяжении двух месяцев эвакуировали со льдин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Какие у тебя сейчас планы? Больше никаких зимних съемок?

Сейчас у меня стартует новый проект, где мне предстоит снова много мерзнуть. (Смеется.) Думаю, ладно, значит, так тому и быть. Опыт уже есть. Заказала на маркетплейсе шерстяные трусы. Мне предстоит экспедиция в Красноярск, где я никогда не была.

GRAZIA: Стася, у нас февральский номер, поэтому давай поговорим о любви...

У меня случилось очень важное событие: я встретила Новый год в буддийском монастыре, где впервые в жизни проходила випассану. Днем 31 декабря я сдала телефон, приняла обет молчания и неделю медитировала в компании 70 людей. Этот опыт был про любовь к себе и окружающим. Я вышла оттуда такая наполненная, такая счастливая, такая спокойная. Мне хотелось обнять весь мир и зарядить его своей любовью. Со мной произошла удивительная трансформация, хотя, по сути, все, что я там делала, – это медитировала по 10 часов в день с перерывами на еду. В детстве я играла в Sims, там был код motherlode, благодаря которому персонаж очень сильно прокачивался: у него появлялись деньги, здоровье, что-то еще. У меня было ощущение, что за неделю випассаны я овладела этим кодом и улетела куда-то в страто­сферу. И теперь у меня много ключей и инструментов, чтобы это состояние дальше поддерживать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Платье из полиэстера, Bitte_Ruhe;серьги из бронзы с покрытием из родированного серебра, Misho, «Слепая курица»
Платье из полиэстера, Bitte_Ruhe;серьги из бронзы с покрытием из родированного серебра, Misho, «Слепая курица»
Архивы пресс-службы

Сейчас будет отступление, но ты поймешь, к чему я. У меня есть любимый русский исполнитель Женя Трофимов и его группа «Комната культуры», которых я открыла для себя в прошлом году. Мне казалось, что их знаю только я, а оказалось, их слушают мои друзья, их музыка звучит в сериалах, они занимают первые места в чартах. У Жени есть песня «Привет, я тебя очень ждал. Я столько хотел сказать, слова, как страницы, листал, чтобы просто молчать...». Когда я слушала ее в прошлом декабре, мне казалось, что это обычная песня про любовь, а сейчас, спустя время, понимаю, что это песня про возвращение к себе, про честный разговор с самим собой. В начале этого года я вернулась к себе, и это невероятно. У меня внутри столько силы, радости! Зернышки, которые я сажала, наконец начали прорастать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Сложно было молчать несколько дней?

Думала, что будет невероятно трудно, потому что я суперболтливый человек. В итоге это оказалось очень даже легко. Гораздо страшнее и сложнее было угомонить свой внутренний голос, потому что мой мозг не замолкает ни на секунду, а когда у него нет пищи в виде музыки, книг, сериалов и каких-то отвлекающих штук, ему становится скучно, и он начинает подкидывать еще больше разных мыслей. Добиться тишины, белого шума – задача непростая. Оказывается, можно управлять своими мыслями, чувствами и решать, каким эмоциям давать проявляться, а каким нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

GRAZIA: Когда ты вернулась к обычной жизни, какими были ощущения?

После того как включила телефон, у меня началась тревога. Вместе с этим я испытала эйфорию: за время моего молчания мне написало огромное количество людей. Когда я переплыла обратно на остров к своим друзьям, мне так хотелось с ними поделиться всем, что я пережила, что к вечеру у меня устали голосовые связки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шелковое платье, Ruban
Архивы пресс-службы
Платье из органзы, Viva Vox; кожаные босоножки, Principe di Bologna, No One
Архивы пресс-службы

GRAZIA: Какие навыки, полученные там, ты применяешь сейчас?

После пробуждения я сажусь в удобное положение и начинаю медитировать. Наш учитель сказал, что достаточно 15 минут в день для сонастройки с днем, сонастройки с собой. Дальше я делаю йогу. И только после этого беру в руки телефон, готовлю завтрак. Пытаюсь сохранить это состояние, потому что после всех утренних дисциплин я чувствую себя хорошо и спокойно. Я обязательно хочу пройти эту практику снова. Раз в год необходимо устраивать себе такой детокс, не с точки зрения просветления, а чтобы элементарно отдохнуть от суеты, людей и понаблюдать за собой. Мне кажется, это полезно всем, а артистам особенно, потому что мы работаем с нервами, чувствами и невероятным количеством людей. Всем нам необходимо обновляться. Мы телефон ставим на зарядку, и себя также нужно подзаряжать.

ФОТО: ДАНИЛ ГОЛОВКИН

ИДЕЯ И СТИЛЬ: АЛИСА ЖИДКОВА

МАКИЯЖ: ЭЛЬЗЯТА ЦЕДЕНОВА.

ВОЛОСЫ: ЮЛИЯ ХУДЯКОВА.

ХУДОЖНИК И СЕТ-ДИЗАЙНЕР: КСЕНИЯ БЕРЕЗОВСКАЯ.

АССИСТЕНТ ФОТОГРАФА: АНДРЕЙ ХАРЫБИН

@BOLD MOSCOW.

ВИДЕОГРАФ: ЭМИЛЬ ФАРБЕР.

АССИСТЕНТЫ СТИЛИСТА: ЕКАТЕРИНА ЛАЗАРЕНКО, ЛАРИСА КОЗЛОВА.

ПРОДЮСЕР: ЯНА САВИНА