«Цепляться за прошлое и оглядываться назад просто нет времени»: Светлана Ходченкова о новой главе в профессиональной жизни
GRAZIA: Светлана, вы неоднократно говорили, что в фильме «Другое имя» выступили в неожиданном для себя образе...
Светлана Ходченкова: Несвойственно было практически все: начиная с того, что это мой дебютный продюсерский проект, и заканчивая тем, что образ был написан специально для меня Ветой Гераськиной (режиссер и сценарист фильма. – Примеч. Grazia) и ее коллегой Лилит Акопян. Мне еще не приходилось играть персонажей настолько внешне холодных и отстраненных, но внутри которых бурлят эмоции. Это предполагает достаточно специфическое существование в кадре, что было для меня в новинку. К тому же взаимодействие Веты с артистами отличается от того, с чем я сталкивалась ранее.
GRAZIA: Что именно вас удивило?
Светлана Ходченкова: Например, в начале съемочной смены у меня забирали телефон и возвращали только в конце дня. Это давалось непросто, потому что после очередной тяжелой сцены мне нужно было переключить мозг, направить взгляд на что-то другое, полазить в телефоне, зайти в социальные сети. Здесь же нужно было постоянно держать фокус на персонаже, на истории и не расслабляться ни на минуту. Я думаю, это дало продуктивные результаты. Но тут, конечно, судить зрителю.
GRAZIA: В чем еще проявлялся нетипичный подход Веты?
Светлана Ходченкова: Практически весь проект я ощущала дискомфорт и болевые ощущения. Это было связано с тем, что мне в туфельку, как в сказке «Принцесса на горошине», подкладывали достаточно большой камушек, который беспокоил меня на протяжении всего съемочного периода. После того как я весь день чувствовала камушек, нервная система была подключена на все 100%. Актеру больше не нужно «впрыгивать в сцену», чтобы сыграть дискомфорт: у него все написано на лице.
GRAZIA: Вета – ваш агент. А в этом проекте она дебютировала в качестве режиссера?
Светлана Ходченкова: Да, все так. Вета – режиссер по образованию, и это ее дебют. Она писала эту историю и моего персонажа, очень хорошо зная и чувствуя меня. Сюжет вымышленный и придуман спонтанно. Он не основан на событиях из чьей-то личной жизни.
GRAZIA: Не смущало, что ваши отношения «артист – агент» могут измениться и вы станете зависимы от нее как от режиссера?
Светлана Ходченкова: Нет, наша работа как актрисы и агента логично перетекла в другую плоскость, поэтому особых разногласий не возникало. Есть другой момент: будучи актрисой в кадре, у которой забирают телефон, мне было бы достаточно сложно выполнять продюсерскую работу. Но на этапе предварительной подготовки мы все это проработали.
GRAZIA: Какой новый опыт вы приобрели, будучи продюсером проекта? И планируете ли продолжать работать в этом направлении?
Светлана Ходченкова: Не думаю, что в ближайшее время вновь займусь продюсерской деятельностью. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что для этого нужны определенные знания, навыки, в том числе продюсерская хватка. Пока что я останусь по другую сторону камеры.
GRAZIA: Ваша героиня хочет вернуться в прошлое, чтобы изменить ход некоторых событий. А вам свойственно ностальгировать и рефлексировать?
Светлана Ходченкова: В фильме прошлое каким-то образом дает о себе знать в настоящем: сначала аккуратно стучится в дверь, а потом целиком заходит в твою жизнь. После такого продолжать делать вид, что его не было, оказывается невозможным, потому что все, что происходит с нами сейчас или случится в будущем, зависит от того, что происходило в прошлом. Темные моменты меняют жизнь героини в настоящем. Что касается меня, я живу настоящим. Стараюсь учиться на ошибках, учиться от людей, которые приходят в мою жизнь. Она такая быстрая, хочется столько всего успеть, поэтому цепляться за прошлое и оглядываться назад просто нет времени.
GRAZIA: Если в настоящем происходят какие-то неприятные события, как вы справляетесь с ними?
Светлана Ходченкова: Как ни странно, меня всегда спасает горячая ванна. Набираю ее не только когда нужно отвлечься от проблем, но и, наоборот, сосредоточиться: почитать сценарии, выучить сцены. Я не очень усидчивый человек, а в ванне меня ничего не отвлекает, там я полностью расслаблена. Иногда, правда, от влажности намокают страницы, но меня это не смущает – во всем этом своя романтика.
GRAZIA: А смена обстановки, неожиданная поездка помогают переключиться? Например, когда вы решили спонтанно поехать в Аризону на съемки короткометражного фильма с Александром Молочниковым?
Светлана Ходченкова: Именно в тот момент мне захотелось покинуть зону комфорта, попробовать нечто новое, что для меня, как для человека, привыкшего обдумывать такие вещи, было странно. А с другой стороны, когда еще можно было бы так пошалить? С трудом могу себе представить более подходящее время. Я очень благодарна Саше за то, что он убедил меня поехать, ведь на тот момент мы толком не были знакомы. Это можно считать одним из лучших путешествий в моей жизни.
GRAZIA: Вы, наверное, все-таки склонны к авантюризму. В теории, если в будущем вы получите подобное спонтанное предложение, есть шанс, что согласитесь?
Светлана Ходченкова: Абсолютно не исключаю, потому что это был классный опыт, который подарил мне новые положительные эмоции. Мы попадали в ситуации, из которых не знали, как выбираться. Сразу думаешь: «Так, главное сейчас – ввязаться в эту войну, а дальше разберемся». Жизнь же вообще такая штука: мы живем не ради результата, а ради процесса. Такие приключения и есть тот самый процесс. А это самое прекрасное, что может быть.
GRAZIA: Вы говорили, что некоторые фильмы со своим участием так и не смотрели, а как насчет «Сбежавших в Аризону»?
Светлана Ходченкова: Очень много раз его пересматривала со знакомыми и друзьями, чем-то он мне сильно нравится. Я понимаю, что в жизни я редко бываю такой, а тут смотрю на себя и думаю: «Вот она, настоящая я».
GRAZIA: Были ли в вашей биографии работы, о которых вы сожалеете?
Светлана Ходченкова: Безусловно. Я не буду их называть. Тут нужно понимать, что актер – не единственный человек, от которого зависит картина. Нельзя всю ответственность брать на себя, я не могу отвечать за работу остальной части команды. Когда тот или иной фильм не получается по каким-то моим внутренним моментам, я осознаю, что сделала все возможное. Есть проекты, которые мне очень нравятся из-за меня: мне кажется, я там просто потрясающая.
GRAZIA: Поговорим про ваш предстоящий проект для Netflix «Анна К», где вы играете Анну Каренину.
Светлана Ходченкова: К сожалению, не могу ничего комментировать.
GRAZIA: Хотя бы скажите, ваша Каренина будет брюнеткой?
Светлана Ходченкова: Не могу говорить ни о чем, что связано с фильмом.
GRAZIA: Когда-то давно мы разговаривали, и вы сказали, что никогда не покрасите и не подстрижете волосы. Вы до сих пор не изменили своему принципу?
Светлана Ходченкова: За то время, что прошло с момента нашей встречи, я поняла, что у актера не должно быть никаких табу, поскольку это немного урезает профессиональные возможности. Чем меньше ты запрещаешь себе и режиссеру, тем их больше.
GRAZIA: На какие глобальные эксперименты с внешностью вы решились ради кино?
Светлана Ходченкова: Перед съемками «Росомахи» в Австралии мне нарастили огромные черные острые ногти. После чего жизнь остановилась. Я практически не могла взаимодействовать с окружающим миром, мне была нужна фея-крестная, которая делала бы за меня все. Буквально на следующий день я пришла и сказала, что больше не могу так жить: «Либо дайте мне личного помощника, который будет со мной везде 24 часа в сутки, либо освободите хотя бы некоторые пальцы». В итоге мне сняли ногти с некоторых пальцев, и жизнь стала налаживаться. (Смеется.) Я не ношу длинные ногти, но через два месяца, когда мне их снимали, у меня было ощущение, будто бы у меня нет части пальца, потому что на тот момент я уже адаптировалась к жизни с ними. Все стало иначе: начиная с того, как чистить зубы, заканчивая тем, как убирать волосы в пучок.
GRAZIA: Ради кино вы освоили пилон. Судя по ленте в Инстаграме (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), он стал вашим любимым видом спорта.
Светлана Ходченкова: О, да. Это был физический эксперимент. Для съемок в фильме «Воин» мне потребовалось овладеть пилоном. Когда люди впервые слышат о нем, у них возникают определенные мысли, однако я хочу сказать читателям, что это официальный вид спорта. Очень интересный, энергозатратный. Он приносит мне большее удовольствие, нежели акробатика, танцы и любая другая физическая нагрузка. Пилон повышает женскую энергию. И это единственный вид спорта, на который я пойду, даже проспав ночью всего пару часов.
GRAZIA: Как быстро вы вошли во вкус? Ведь пилон не так-то просто освоить.
Светлана Ходченкова: Я занимаюсь уже несколько лет. Моя любовь к этому спорту случилась не сразу, а пришла постепенно. Сначала ничего не получалось, но было огромное желание научиться. Я смотрела огромное количество видео, как танцует тренер, и благодаря собственному любопытству заставила себя полюбить этот спорт. Позже начинаешь получать удовольствие – и уже нет насилия над психикой и физикой. Сейчас мне просто хочется бежать на эти занятия. Я вижу результаты: свои подкаченные мышцы и как тело приходит в тонус.
GRAZIA: Скоро состоится премьера спектакля «Платонов болит», который поставил Александр Молочников. Расскажите подробнее о нем.
Светлана Ходченкова: Боюсь, пока никто из нас не понимает, что из себя представляет проект, даже сам Александр Молочников. Репетиции в самом разгаре. У меня не так много репетиционного опыта в театре, но то, что там происходит, выходит за все рамки (конечно, в самом хорошем смысле). Какое-то абсолютное сумасшествие со стороны всех. Это интересная постановка-эксперимент, уверена, что она многим понравится.
GRAZIA: Как театр монтируется с вашим кинографиком и увидим ли мы вас еще раз на сцене в ближайшее время?
Светлана Ходченкова: Пока других театральных работ не рассматриваю. Это требует полного включения в театр и выключения из кино. Выпуск спектакля со съемками совершенно не монтируется: нужно выбирать либо одно, либо другое. Репетиционный период я себе ставлю только тогда, когда не снимаюсь. Но без театра я себя не представляю. Это абсолютно разное существование: в кадре и на сцене.
GRAZIA: На «Кинопоиске» написано, что в вашем портфолио 98 картин. Двадцать лет назад представляли, что в 2022 году у вас будет такая фильмография?
Светлана Ходченкова: Нет, конечно, я об этом не думала. Текущий год уже расписан, в январе я традиционно отдыхаю, а потом начнется съемочный процесс. Но рассказывать ни о чем не могу.
GRAZIA: Остался ли еще какой-то жанр, который вы хотели бы попробовать?
Светлана Ходченкова: Чего-то конкретного озвучить не могу... Все зависит от режиссера, материала. Он должен сначала появиться, а потом я уже подумаю, об этом я мечтала или нет.
GRAZIA: Вы уже побывали в роли продюсера. Есть ли у вас режиссерские амбиции?
Светлана Ходченкова: Как я уже говорила, пока мне нравится быть «по другую сторону камеры».
Фото: Maksim Churkin @Vproject.pro
Идея и стиль: Алиса Жидкова
Текст: Екатерина Сахарова