«Тревога Алисы распространилась и на меня»: 16-летняя Лиза Ищенко, звезда сериала «Алиса не может ждать» – о сложной роли и риске застрять в образе
GRAZIA: Лиза, расскажи, как ты попала в проект?
Елизавета Ищенко: Через классический кастинг. Сначала мы прошли сцену с моей киносестрой и «мамой» и вместе с кастинг-директором поняли, что персонаж нужно доработать – чтобы было тоньше, глубже. Потом меня позвали на встречу с режиссером Наталией Мещаниновой. На пробах я была в маске, которую на меня еще в школе надели окружающие, поэтому играла скромную, невинную лапочку, которая говорит полушепотом. Наташа посмотрела и сказала: «Нет, ты меня не обманешь, я вижу в тебе демонов, давай, вынимай их». Тогда я показала, на что способна, но не во всю мощь – настолько эта маска въелась в меня за девять лет жизни в Белгороде. На следующих пробах я уже проявила себя по максимуму, на что Наташа отреагировала: «Так, все, тихо, я увидела». Когда меня утвердили, я со сценарием поехала на море, в Небуг. Помню, лежала на пляже, читала и понимала, что становление Алисы происходит прямо здесь и сейчас. Я начала трансформироваться в эту девочку, в ее жуткий, страшный и непонятный мир. Я не отдыхала, а вживалась в образ – через книги, фильмы, вспоминала какие-то моменты из жизни, чтобы на съемках вынимать их из себя. Что со мной что-то происходит, заметила мама, которая постоянно спрашивала: «Что такое? Что случилось?» А я с каждым днем становилась все более замкнутой, закрытой в своем мире Алисой.
GRAZIA: Какие книги были референсами?
Елизавета Ищенко: В тот момент я читала «Пункт назначения – счастье» Йоханна Хари и пыталась понять, почему люди так часто говорят о депрессии. Параллельно изучала актерское мастерство известного преподавателя Иваны Чаббак. Книги помогли мне понять и оправдать поступки Алисы. В героине Натали Портман в фильме «Черный лебедь» я увидела переживания, которые могли быть у Алисы, и наполняла себя безысходностью. Тем летом я читала сценарий много-много раз, потому что очень его люблю.
GRAZIA: Какие чувства у зрителей должна вызвать Алиса?
Елизавета Ищенко: Сочувствие, раздражение. Она очень тяжелая девочка. Думаю, что каждый человек, который посмотрит «Алису», вынесет что-то свое. Когда мы были на фестивале «Новый сезон», где состоялась премьера первых двух серий, ко мне подходили люди и рассказывали, что они почувствовали и осознали. Это было невероятно приятно. Одна девушка сказала, что Алиса в какой-то степени вылечила ее, потому что она очень открытая, живет в моменте. Я была поражена: она увидела и считала то, что я пыталась передать в кадре. Значит, у меня получилось.
GRAZIA: Ты писала в соцсетях, что эта роль открыла в тебе что-то новое. Что именно?
Елизавета Ищенко: Я мечтала уехать из Белгорода, который называю Белогорье, потому что в школе, где я училась, мне было очень тяжело – меня буллили. Я потеряла себя как личность, была заложником суждений учителей и одноклассников. Я не была той, какая есть на самом деле. Только во время съемок начала возвращаться к себе. Алиса открыла во мне ту Лизу, которую забили и уничтожили. Случилась магия – и я стала сильной, независимой от мнений других и обстоятельств, девушкой, которая идет вперед и добивается цели. До этого я вечно оборачивалась и сомневалась в себе. Каждая роль – это исцеление, Алиса открыла во мне бушующих демонов, которых я прятала. Теперь мне легче дышать. Я жила этой героиней, проецировала ее на себя, даже думала, что ослепну, – настолько сильно погрузилась в ее историю.
GRAZIA: Получается, что ты не снимала с себя образ Алисы после съемок?
Елизавета Ищенко: Да, что очень опасно. У меня была бессонница, потому что тревога Алисы распространилась и на меня. Я все время думала: что мне делать, как быть. Я была ежиком в тумане, который не знает, как себя спасти. В какой-то момент Аня Михалкова сказала: «Лиза, прекращай, это очень тонкая грань. Ты можешь потерять себя в Алисе». Она на пробах видела меня одной девочкой, а в процессе съемок – другой. Когда работа закончилась, я на протяжении месяца ходила в школу как Алиса, у меня даже была похожая ситуация, как в кино. Там не воспринимали мою работу всерьез и после «Алисы» даже сказали, что будут судиться, если я еще раз уеду на съемки в Москву. Был момент, когда классный руководитель и завуч заговорили об исключении из школы. И все в этом помещении – окно, кабинет, даже интонации – были как в «Алисе». В итоге я вышла из персонажа, оставив себе лучшие и сложные качества, которые делают меня сильнее.
GRAZIA: Чем закончилась история со школой?
Елизавета Ищенко: Я переехала в Москву, сейчас на домашнем обучении. Каждый день в школе я думала: скоро
это закончится, надо потерпеть. В школу я больше не вернусь. Я выросла из нее. За последнее время много всего произошло – я сильно повзрослела, поэтому не думаю о домашке и контрольных – у меня есть другие проблемы. Хочу поступать в следующем году – будем смотреть куда и к кому.
GRAZIA: Лиза, как ты думаешь, Алиса – типичный современный подросток?
Елизавета Ищенко: Если сравнивать с теми, кто гуляет, влюбляется, наслаждается своим возрастом, то Алиса – дикий лисенок, она мыслит, говорит и действует иначе.У нее нет друзей-сверстников, а есть только Майя – ее классный руководитель в начальной школе, потому что им есть о чем поговорить.
GRAZIA: Как тебе кажется, взрослые правдиво передают мир подростков, то, чем они живут?
Елизавета Ищенко: Наташа делает все на 100 процентов. Она прекрасно транслирует подростковое сумасшествие и безысходность, когда кажется, что все идет ко дну. Тому доказательство, например, сериал «Пингвины моей мамы». Каждый, кто посмотрит «Алису», независимо от возраста, поймет, почему девочка так поступает, и будет ей сопереживать. Этой истории, которую написала Наташа вместе с мужем Степа- ном, поверят и взрослые, и подростки.
GRAZIA: В основу сценария легла реальная история девушки, которой поставили неутешительный диагноз...
Елизавета Ищенко: Да, эту историю нашли продюсеры Ирина Сосновая и Евгений Айвазян , он показал ее Наташе, и она сказала: «Да, это оно». Это была статья о девочке, которая узнает, что скоро ослепнет, и решает продать девственность, чтобы исполнить свои мечты до того, как это произойдет. Там история заканчивается хеппиэндом: она находит слепого психолога и после работы с ним понимает, что у нее есть будущее. У нас история более отчаянная.
GRAZIA: Это уже второй проект, где ты в роли девушки, которая слепнет. Кто помогал тебе в подготовке?
Елизавета Ищенко: Сериал «Сама дура» – совершенно другая история, там я слепая и сучка еще. (Смеется.) Тогда я общалась с незрячими девочками, смотрела, как они двигаются. В «Алисе» иная подготовка – она не слепая, просто у нее есть шоры. Там не требовалось косить глазами, но иногда казалось, что я не вижу.
GRAZIA: В сериале ты играешь на укулеле. До этого владела инструментом?
Елизавета Ищенко: Нет, я ежедневно на протяжении двух месяцев занималась с учителем. Мне нужно было выучить две мелодии в сжатые сроки. Так как я становилась Алисой, начала отыгрывать на преподавателе некоторые приемы: говорила провокационные фразы, кокетничала, чтобы посмотреть на его реакцию. Он не знал, как себя вести, постоянно сбивался. Надеюсь, он это не прочитает. (Смеется.) Сейчас продолжаю играть на укулеле – особенно люблю вечерами, под грозу.
GRAZIA: Алису называют русской Зендеей – у нее цветные волосы, глиттер на лице. Этот образ был придуман изначально?
Елизавета Ищенко: Синие ресницы-перья прописаны в сценарии, у Наташи была визуальная идея, как должно выглядеть «сказочное отчаяние». У нашей команды есть фишка – когда мы идем вместе на какое-то мероприятие, все наносим глиттер на лицо и ходим светимся.
GRAZIA: У тебя никнейм zlatovlaskaliza и очень красивые пшеничные волосы, ты готова ими жертвовать ради кино?
Елизавета Ищенко: Да, так меня называет бабушка. Ради кино готова на все, даже постричься налысо. У меня мечта сыграть героиню на грани выживания. Мне очень нравится трансформироваться в образ и удивлять – делать то, что не делал другой.
GRAZIA: По какому принципу ты сейчас выбираешь проекты?
Елизавета Ищенко: Если история интересная, где я смогу показать героиню в новом свете, соглашаюсь. Если бы Наташа снова позвала меня, я пошла бы без разговоров, доверяю ей как самой себе. У нас сразу случилась особая связь. Мы очень похожи. На съемках она говорила мне что-то, а я на каком-то невербальном уровне понимала, что она хочет сверх сказанного, и делала это. Мне нравится, что Наташа не любит делать много дублей. Она за то, чтобы все было живо и по-настоящему. Наташа многому научила меня, благодаря ей я начала дышать. На съемках кайфовала вся команда – режиссер, оператор, актеры. Мы все делали искренне и по большой любви.
GRAZIA: Как ты воспринимаешь себя на экране?
Елизавета Ищенко: Я каждый день расту, развиваюсь, узнаю что-то новое, наблюдаю за людьми, поэтому вижу, что могла бы сделать больше, глубже. С 15 до 16 лет я изменилась кардинально, этот год вывернул меня наизнанку. Самокритика должна быть, без нее никак.
GRAZIA: Какие у тебя сейчас проекты?
Елизавета Ищенко: «Сама дура – 3», сериал «Тайга» и много-много проб.
GRAZIA: Лиза, а как ты вообще попала в кино?
Елизавета Ищенко: Мама нашла агента, но меня никуда не утверждали, потому что я была жутко не уверена в себе. Потом меня пригласили в Москву на встречу с режиссером, мы не сразу решили ехать, потому что до этого кучу денег потратили на переезды. Но агент сказал: «Это такой шанс, надо ехать». Это была встреча с Константином Богомоловым, который утвердил меня на роль в сериале «Хороший человек», где я сыграла соседку ангарского маньяка Верку. Это невероятная удача, тогда мне было 13 лет. Я с самого детства была яркой, громкой, устраивала концерты в троллейбусах. Любила смотреть человеку в глаза, пока он не отводил взгляд. И всегда мечтала увидеть себя на экране телевизора. И это случилось.
Фото: Максим Чуркин
Идея и стиль: Алиса Жидкова
Интервью: Екатерина Сахарова
Макияж: Фариза Родригес
Волосы: Дмитрий Абрамович
Ассистент фотографа: Никита Грачев
Ассистент стилиста: Анастасия Кюрегян
Продюсер: Яна Савина
Ассистент продюсера: Вита Тарнавская