История Barbie: легендарная кукла шагает в ногу со временем, вовремя сняв шпильки
Не формат
Кукла Барби появилась благодаря Рут Хэндлер и ее мужу Эллиоту, владельцам компании Mattel. Наблюдая за тем, как ее дочь Барбара играет с воображаемыми бумажными куклами, Хэндлер поняла, что на рынке есть пустая ниша для игрушки, которая позволяла бы маленьким девочкам представлять будущее. Внешность Барби была смоделирована по образцу куклы по имени Билд Лилли, ее создатели вдохновлялись персонажем немецкого комикса. Первоначально продававшаяся как подарок для взрослых, который мужчины могли купить в табачных магазинах, кукла Лилли позже стала очень популярной среди детей. Mattel приобрела права на Лилли, и Хэндлер создала свою собственную версию.
Первую модель Барби Хэндлеры представили на Американской международной выставке в Нью-Йорке. Некоторые участники фокус-группы отнеслись скептически к новой игрушке. Она казалась более яркой, чем традиционные детские куклы. Так сказать, была неформатной. У нее была тонкая талия, имелся бюст, а еще — Барби была модно одета.
Mattel продавала изящную куклу с помощью телевизионной рекламы — это был новаторский способ продвижения товаров для детей. За первый год было приобретено более 300 000 игрушек. Цена первой составила три доллара.
Фэшн-икона
Барби пришла в мир игрушек как настоящая фэшн-икона. Дизайнеры Mattel ходили по парижским модным показам, черпая вдохновение в коллекциях легендарных дизайнеров середины прошлого века, таких как Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран. Наряды для нее создали более 50 модных домов, среди которых Versace, Calvin Klein и Burberry.
Наряды Барби отвечали модным трендам. В 1960-х грация и изящество Жаклин Кеннеди придали кукольному гардеробу нотку изысканности. В 1980-х годах стала очень популярна Джейн Фонда со своими занятиями аэробикой, так что у Барби появились неоновые спортивные повязки.
По мере того, как менялась мода, менялся и макияж Барби, а также форма ее лица — с годами она становилась более реалистичной.
Не лучшая модель для подражания
Фигура Барби в течение многих лет была предметом для дискуссий. Стройная и подтянутая, она со временем стала меняться. Примерно в 1997 году у Барби появился пупок. Ее узкая талия постепенно стала не такой ярко выраженной и увеличилась до естественной формы. Пышная грудь стала значительно меньше. Тем не менее кукла все равно продолжала оставаться крайне нереалистичной.
Ее фигура, которую многие считали идеалом, пагубно сказалась на психике многих юных девушек. «Эффект Барби» долгое время беспокоил многих родителей и психологов. Исследование, проведенное в 2006 году, показало, что куклы оказывают негативное влияние на девочек и вызывают у них тревожность из-за худобы.
В 1994 году исследователи из Финляндии отметили, что, если бы Барби была настоящей женщиной, у нее не было бы месячных из-за нехватки жировой прослойки в организме, необходимой для фертильности.
С 1970-х годов Барби стали критиковать за материализм — ее представляли как обеспеченную и зажиточную девушку, у которой есть роскошный дом, машины, модная одежда.
Карьеристка
За время своего существования Барби сменила более 200 профессий. В 1968 году кукла была космонавтом. В 1973 году она стала хирургом, в то время когда только 9% врачей были женщинами. Были в ее резюме и профессии учительницы, няни, кандидата в президенты. Кукла являлась образцом финансовой самодостаточности. В сознании многих молодых женщин это представление открывало новые реальные возможности и перспективы.
Однако Барби не учила воспитанию. У нее был бойфренд Кен, которого представили в 1961 году. Но он являлся скорее главным ее поклонником, нежели спутником жизни — семейные ценности Барби не прививала. У нее не было ни родителей, ни детей. Даже в 1960 году, когда от потребителей появился запрос на Барби в роли матери, компания просто выпустила игровой набор «Барби с ребенком».
В ногу со временем
В 1968 году Mattel представила темнокожих друзей Барби — Кристи и ее бойфренда Брэда. Но только в 1980 году сама кукла была выпущена с темным цветом кожи.
В 2016 году марка представила линейку Fashionistas, которая включала кукол совершенно разных форм, телосложений и оттенков кожи. Компания пошла на риск, изменив одну из самых узнаваемых кукол в мире в соответствиями с актуальной повесткой. Было принято решение о том, что Барби необходимо модернизировать, чтобы она стала феминистской, инклюзивной моделью для подражания.
В 2018 году Mattel выпустила новую коллекцию «Вдохновляющие женщины», в которой были представлены три выдающиеся персоны: Амелия Эрхарт, Фрида Кало и Кэтрин Джонсон. Эрхарт стала первой женщиной, совершившей самостоятельный перелет через Атлантический океан. Кало — не только знаменитая художница, но и активистка, которая и сегодня продолжает оказывать влияние на женские движения. Джонсон, награжденная Президентской медалью Свободы в 2015 году, была физиком, ученым-астронавтом и математиком в исследовательском центре Лэнгли НАСА.
Несмотря на критику, с которой часто сталкивается кукла Барби, она продолжает оставаться одной из самых популярных игрушек в мире. Продажи кукол продолжают расти, и пока тенденции к их снижению не наблюдается.